14 сентября 1911 года в Киеве было совершено убийство Столыпина. Российский премьер-министр был смертельно ранен в результате покушения и скончался спустя четыре дня.
Это было уже не первое покушение на Столыпина. В 1906 году в результате теракта на его даче на Аптекарском острове, где он вел прием посетителей, погибло более 30 человек. После этого был принят закон о военно-полевых судах, применение которого позволило переломить ситуацию, и волна террора пошла на спад.
Столыпин прибыл в Киев вместе с императорской семьёй на открытие памятника Александру II. Вся делегация смотрела в одном из киевских театров спектакль «Сказка о царе Салтане». В этот момент и произошло убийство. Во время антракта убийца Дмитрий Богров приблизился к Столыпину, который в этот момент разговаривал с бароном Фредериксом, и дважды выстрелил в него.
Первая пуля попала в руку, вторая в грудь, но из-за попадания в орден святого Владимира изменила свое направление и ушла в живот, сильно повредив внутренние органы и печень. Столыпин со словами «Счастлив умереть за царя!» потерял сознание. Медицина была бессильна помочь ему при таких повреждениях.
Богрова сразу же схватили, попутно очень сильно избив. Оказалось, что он не Дмитрий, а Мордко, однако не бедный еврей из черты оседлости, а сын миллионера и адвоката, а также внук в меру известного писателя Григория Богрова.
Богров в юности примыкал к анархистам, однако позднее ушел от них и начал работать на Охранное отделение. Работал он очень хорошо, регулярно выдавая ценных экземпляров и сообщая о грядущих терактах. Через некоторое время Богрова начали подозревать в провокаторстве, то есть сотрудничестве с властями. Провокаторов обычно жестоко убивали, однако Богров якобы решил доказать, что он не провокатор, и убить реакционера, на роль которого выбрал Столыпина. Очевидно, что провокатор, который утверждает, что он не провокатор, есть человек психически больной. Вот и в те времена и даже в советское время Богрова рисовали психическим. Описывали его примерно так:
На досуге Богров проводил время в игре в карты, посещал театры, скачки и увеселительные места и т. п., любил проводить время в обществе женщин. 22 декабря (1910 г.) он бросает Киев и отправляется за границу. Проводит всю зиму в Ницце… очень много читает, работает и учится; в свободное время играет в карты и пр., посещает Монте-Карло.
«Я стал отчаянным неврастеником… — пишет он. — В общем же все мне порядочно надоело и хочется выкинуть что-нибудь экстравагантное, хотя и не цыганское это дело. Нет никакого интереса к жизни. Ничего, кроме бесконечного ряда котлет, которые мне предстоит скушать в жизни. И то, если моя практика позволит. Тоскливо, скучно, а главное, одиноко».
14 сентября Богров заявил киевскому Охранному отделению, что некая женщина-эсерка готовит покушение во время спектакля. Служба в Охранном отделении позволила ему пройти в театр, где он и произвел несколько выстрелов.
Хотя в революционной прессе часто утверждается, что власти пытались замять дело Столыпина и даже повесили Богрова необыкновенно быстро, спустя всего полторы недели, это не так: полиция потратила много сил на поиски сообщников Богрова, но в итоге пришла к выводу, что он действовал в одиночку. Ни одна политическая партия также не взяла на себя ответственность за убийство премьер-министра.
Версию о том, что убийство было организовано Охранным отделением, популяризовал советский историк Арон Аврех. Правда, он толком не мог объяснить, какими мотивами они руководствовались, и в качестве обоснования приводил два аргумента: то, что обвинявшиеся в служебной халатности чины были в основном помилованы, а также якобы сказанную Столыпиным незадолго до смерти фразу, что его скоро убьет Охранное отделение. В качестве источника цитаты приводится один из номеров милюковской эмигрантской газеты «Последние новости» за 1936 год.
Очень сомнительно, что спустя четверть века Милюков вдруг вспомнил об этом. Еще сомнительнее, что он не воспользовался таким козырем во времена думской оппозиции. Как мы помним, Милюков не стеснялся и откровенной гнусной лжи в ходе кампании «Глупость или измена», а здесь поистине царский подарок, который он якобы благородно замолчал и держал втайне четверть века. Поэтому версия об убийстве Столыпина Охранным отделением выглядит весьма и весьма сомнительной.
Также читайте: Петр Столыпин и его реформы
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг