9 ноября 1906 года началась столыпинская аграрная реформа — главное начинание премьер-министра Столыпина и самая амбициозная дореволюционная попытка решить проблему аграрного перенаселения и повышения эффективности сельского хозяйства.
После отмены крепостного права русские крестьяне получили весьма значительную часть земли, однако за прошедшие с той поры 40 с лишним лет крестьянское население страны выросло в полтора раза. Из достаточно неплохих земельных участков в 60-х годах XIX века к нулевым годам ХХ века они превратились в весьма скромные по площади наделы.
Любые попытки исправить ситуацию тормозила община. Общинное устройство имело как свои плюсы, так и свои минусы. С одной стороны, община не позволяла неудачливому крестьянину, лентяю или дураку прогулять свой участок и оказаться без порток на улице, потому что земельные наделы внутри общины были неотчуждаемы. То есть он физически не мог потерять его ни при каких обстоятельствах.
Но в этом заключался и минус. Крестьянин, желавший стать единоличником, не мог заложить эту землю, чтобы получить кредит на покупку новых земель в единоличное пользование.
Кроме того, община понижала эффективность сельского хозяйства. Все члены общины вынуждены были выращивать не то, что они хотели, а то, что решала выращивать община, так как многие культуры требовалось выращивать на всей площади наделов, а не в условиях чересполосицы.
К слову, чересполосица была еще одним бичом общины. Внутри себя община бесконечно делила наделы, в зависимости от числа едоков в семье, что приводило к тому, что участки одного хозяина порой оказывались в разных частях.
Если в середине XIX века общинное землевладение было более-менее сносным и даже облегчало существование крестьян, то к началу ХХ века оно стало безнадежной архаикой. Со сложившейся ситуацией что-то надо было делать. Ответом стала аграрная реформа, целью которой было создание класса собственников.
Также читайте: Сельское хозяйство Российской Империи — статистика
По всем подсчетам, единоличные хозяйства, как крестьянские, так и помещичьи, демонстрировали гораздо более высокую производственную эффективность, чем общинные, где продукции хватало в основном только на прокорм самих себя, а не на продажу.
Реформа стимулировала выход крестьян из общины, для чего им создавались льготные условия. Во-первых, каждый желающий член общины с момента начала реформы мог объявить свой земельный надел внутри общины частной собственностью. Во-вторых, всячески поощрялось создание крестьянских кооперативов и товариществ по обработке земли. В-третьих, стимулировалась продажа помещичьей земли крестьянам. Некоторые помещики по-прежнему внимательно следили за своими хозяйствами и демонстрировали отличные результаты, но многие проводили все время в столице и особенно не следили за делами в имении. Специально для выкупа крестьянами помещичьих земель был организован Крестьянский поземельный банк, выдававший льготные кредиты (как правило, не выше 5–6% годовых).
Мероприятиями в рамках реформы также предусматривалось повышение профессиональной грамотности крестьян по линии земств. Организовывались бесплатные лекции агрономов, в некоторых случаях предоставлялись беспроцентные кредиты с условием засева при участии профессионального агронома.
Но в памяти аграрная реформа Столыпина осталась благодаря беспрецедентному Великому переселению крестьян в Сибирь. Всем желающим раздавались земли в Сибири, причем бесплатно. Миллионы крестьян ринулись на восток в поисках лучшей доли. Кто-то вернулся, но 3 миллиона остались. Не случись революции, столыпинское освоение фронтира сейчас было бы такой же важной частью национального фольклора, как Дикий Запад и пионеринг у американцев.
Реформа была долгоиграющей и с горизонтом планирования, совершенно недоступным даже сейчас. Минимум — 20 лет. Желательно — больше. Тогда она должна была принести результаты. Но в итоге большевики по идеологическим соображениям, а также по соображениям дешевизны провели прямо противоположную реформу, известную как коллективизация, которая уничтожила единоличные хозяйства и возродила общину в циклопических формах и под государственным контролем.
Также читайте: Петр Столыпин и его реформы
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг