28 января — день рождения Владимира Соловьева. Не того, кто паясничает на федеральных телеканалах, а нашего, русского. Появившийся на свет в 1853 году мыслитель Соловьев — один из зачинателей русской религиозной философии нового времени.
Отец Владимира, Сергей Соловьев — выдающийся русский историк, автор знаменитой многотомной «Истории России с древнейших времен».
Будущий религиозный мыслитель в юности оказался радикальным нигилистом и атеистом. Знавшие философа, вспоминали: Соловьев так увлекался теорией Дарвина, что ожидал ее полной победы над религией. Однажды после бурной дискуссии Владимир пришел домой, собрал все иконы и выкинул. Друг детства Лопатин вспоминал:
«Он внимательно изучал сочинения знаменитых теоретиков социализма и был глубоко убежден, что социалистическое движение должно возродить человечество и коренным образом обновить историю… Соловьев пережил на самом себе материализм и позитивизм так глубоко, он так горячо увлекался и тем и другим, так много вложил в них своей души, что если бы с ним не случился переворот, он, конечно, явился бы одним из самых блестящих и глубокомысленных апостолов нового философского движения».
Повзрослев, Соловьев отошел от радикализма. Да и яростный нигилизм тогда уже не удивлял. Внезапно Соловьев заинтересовался духовным началом, у него начались, как он сам их называл, «видения»: увлекся спиритизмом, разъезжал по Европе и Египту в поисках трансцендентной мудрости.
Одновременно Соловьев, получив диплом университета, стал преподавателем, перебравшись в Петербург. Здесь вокруг него начал складываться кружок почитателей, включая Достоевского.
Соловьев умел подать себя. То сидел в сосредоточенном и угрюмом молчании в окружении своих поклонников, то внезапно устремлял взгляд в одну точку и неподвижно смотрел. Говорят, в такие моменты происходило очередное «видение». Иногда внезапно Соловьев молча плакал с выражением вселенской скорби на лице. Кроме того, философ многозначительно намекал на визиты самого дьявола с искусительными речами. Так — и быстро — Соловьев прослыл чудаком, а недоброжелатели считали его позером.
В официальной биографии указано, что с началом русско-турецкой войны Соловьев поддался чувству патриотизма и едва не оказался на фронте. В действительности философ действительно получил место военного корреспондента. Но по пути на войну испугался и вернулся.
Взгляды Соловьева, как и его поведение, отличались противоречивостью. Увлекшись христианской философией, он отстаивал идею экуменизма с явными симпатиями к католической церкви, что необычно для того времени. Его очаровывала идея католического папства и папского престола, восточную церковь Соловьев считал лишь осколком. Симпатии Соловьева к католической церкви привели к упорным слухам, что философ тайно принял католичество. Догадки и гипотезы на сей счет обсуждаются и сейчас. По одной из версий, именно Соловьев стал прообразом героя Достоевского Алеши Карамазова. В свое время Достоевский действительно был близок к Соловьеву.
В последние годы жизни чудачества Соловьева усилились. Он пристрастился к вину, и последователи Учителя нередко слушали от него непристойные анекдоты. Напоследок, Соловьев нашел новую причуду — скипидар. Философ обливался скипидаром и наливал его даже в кошелек. Маковский пишет:
«Он был галлюцинантом закоренелым… С призраками он общался и позже, мёртвые приходили к нему запросто… Он охотно оправдывал пристрастье своё к скипидару тем, что „терпентинные пары отгоняют бесов“. В устах человека, подробно рассказывающего, как в бессонницу с ним беседуют тени византийских императриц, это объяснение не звучало шуткой. У него всегда был в кармане пузырёк со скипидаром, из которого он опрыскивал себя. Кроме того, он пил скипидар».
Скипидаром Соловьев себя и уморил. К 47 годам у него расцвел целый букет болезней, достойный 90-летнего старика: уремия, цирроз почек, атеросклероз. Дополняло картину общее истощение организма. Усилия врачей оказались бесполезны, и в августе 1900 года Соловьев умер, вдохновив своими трудами символистов будущего Серебряного века.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг