17 марта 1926 года скончался генерал Алексей Брусилов, незаслуженно известный как автор знаменитого прорыва Первой мировой. Также Брусилов печально известен тем, что нарушил присягу, предал главнокомандующего, активно участвовал в Февральском перевороте и, как финал, достиг дна — добровольно перешел на службу к большевикам.
Выходец из военной династии, Брусилов — сын генерала, участника Бородинского сражения (в чине майора), раненого в сражении при Шевардино. Будучи человеком видным и в годах, Брусилов-отец женился на полячке Марии-Луизе Нестоемской, младше супруга почти на 40 лет. Их сын, Алексей Брусилов, после окончания Пажеского корпуса попал на русско-турецкую войну. Затем его служба была связана не со строевыми частями, а с элитной кавалерией. Брусилов хорошо разбирался в лошадях и достаточно быстро дорос до начальника престижнейшего Офицерского кавалерийского корпуса. Также понравился великому князю Николаю Николаевичу, — в пользу которого первоначально Февральский переворот и задумывался — в то время куратора кавалерии и ее генерального инспектора. С тех пор Брусилов — под протекцией великого князя.
Возглавив гвардию, Николай Николаевич пролоббировал назначение Брусилова командиром гвардейской кавалерийской дивизией, что вызвало недоумение у многих. Брусилов не обладал опытом командования хотя бы полком (всего год командовал эскадроном в молодости), не славился военными разработками и ценился в основном как знаток скачек.
Тем не менее симпатии Николая Николаевича и дальше продвигали протеже по карьерной лестнице. Николай, став верховным главнокомандующим армии в Первой мировой войне, назначил Брусилова командующим 8-й армией.
Имя Брусилова тесно связано с так называемым Брусиловским прорывом — одним из главных успехов России на европейском направлении в 1916 году. Однако современникам прорыв известен как Луцкий, организовала его Ставка по главе с Николаем Вторым, а осуществил ряд генералов, среди которых были будущие герои Белого движения, Ханжзин и Каледин. Но фаворитом великого князя был Брусилов. Поэтому прорыв превратился в «брусиловский» — усилиями сначала оппозиции, превозносившей Брусилова, чтобы не хвалить императора, а затем и большевиков. Так прорыв и остался брусиловским в историографии. Однако в зарубежных изданиях русской эмиграции еще до войны часто именовался Луцким.
Вернемся в 1916 год. Брусилов недоволен императором после отстранения своего патрона Николая Николаевича от командования. Теперь тщеславный кавалерист рассчитывает на серьезное награждение, однако император предпочитает выделить Ханжина, занимавшегося разработкой операции, а самого Брусилова наградить только Георгиевским оружием с бриллиантами.
Брусилов активно поддержал Февральский переворот, а позднее стал главнокомандующим. Правда, лишь на несколько месяцев. После провала июньского наступления его заменили на Корнилова.
Некоторое время Брусилов оставался в стороне от Гражданской войны, но позднее примкнул к большевикам в качестве главы Особого совещания при главнокомандующем. Предателя активно использовали для привлечения в армию военспецов, которых бывший российский генерал зазывал к красным личным примером и громкими прокламациями.
Позднее он получил пост инспектора кавалерии и вернулся к своим любимым лошадям. Умер Брусилов 17 марта 1926 года. Перед смертью успел завершить мемуары, которые огромными масштабами печатались в СССР, поскольку критиковали Старую Россию и ее армию. Однако на самом деле мемуары Брусилова состояли из двух частей. Первая ругала прогнивший царизм, вторая часть — прогнивший большевизм.
Вторую часть жена Брусилова, находясь на лечении в Европе, передала эмигрантам с условием опубликовать не раньше смерти генерала. В СССР существование второй части мемуаров долгое время опровергалось официальной историографией. Пытались приписать авторство самой супруге Брусилова и даже проводили экспертизы — доказать подложность мемуаров. Причем не один раз. Экспертиза 1948 года признала мемуары антисоветским поклепом и гнусной контрреволюционной провокацией. В 1961 году было проведено сразу 4 экспертизы, которые дали противоречивые результаты. Первая, проведенная КГБ, подтвердила сталинскую версию о полной фальсификации. Экспертиза, проводившаяся в Центральной криминалистической лаборатории Министерства юстиции РСФСР, пришла к выводу, что воспоминания написаны женой Брусилова. Последняя экспертиза, под руководством знаменитого филолога Ожегова, автора словаря русского языка, признала — большая часть материала несомненной принадлежит Брусилову, но встречаются поправки, видимо, сделанные женой. Эта точка зрения и стала официальной. Но до самого распада СССР мемуары не публиковались. Лишь однажды вторая часть воспоминаний была издана в крайне урезанном виде, с изъятием всей критики советского строя. Полное собрание сочинений, уже без купюр, вышло только в 2004 году.
Напоследок забавная деталь, ярко характеризующая уровень и состояние людей, взявшихся вершить судьбу России вместо Николая Второго. Гений от кавалерии не чурался эзотерики и оккультизма, а его жена, Наталья Желиховская, и вовсе была страстной любительницей экстрасенсорики (и, к слову, племянницей мадам Блаватской). Известный бандит Котовский, попавший в Императорской России в тюрьму за мокруху, принялся слать генеральше проникновенные письма. Григорий тиснул целый рОман, как невинная христианская душа томится в казематах в ожидании смерти, вместо того, чтобы отдать жизнь за родину. Желиховская, расчувствовавшись, повлияла на супруга. Брусилов, — командующий фронтом, утверждавший приговоры военного суда — помиловал осужденного к смерти за ряд разбойных нападений и убийств Котовского. Бессарабский Робин Гуд на войну не пошел, и отдал свою невинную христианскую жизнь за женские чулки и прочие ценности, контрабандой которых во главе большевистского бандформирования занимался вплоть до 1925 года. В этом году Котовского пристрелил сутенер на одесском пляже. Брусилов умер своей смертью — без родового поместья, начальником над парой кобыл, разочарованный в новом режиме — в 1925 году. Все его достижения в большевистской России описываются двумя словами — не убили. Великий князь Николай Николаевич, которого вывезли из Крыма на английском пароходе, умер в 1929 году во Франции. От переворота проиграли все: от уголовника до принца крови. Играли, играли, и заигрались.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг