23 марта 1763 года появился на свет граф Федор Ростопчин, сподвижник императора Павла и московский градоначальник во время Отечественной войны 1812 года. С именем Ростопчина французы связывали уничтожение Москвы после отступления русской армии (что, по всей видимости, было клеветой).
Граф получил домашнее образование, затем, как и многие дворяне, служил офицером в армии. Участвовал в походах Суворова, штурмовал крепость Очаков. Серьезной карьеры в армии не сделал и особенно не выделялся. При дворе также не достиг особых успехов. Лишь в последние годы жизни Екатерины смог добиться должности камер-юнкера. Некоторые члены ближайшего окружения императрицы недолюбливали Ростопчина, особенно граф Панин.
Во многом это и помогло возвышению Ростопчина при новом императоре. Павел не поддерживал политику матери и еще меньше любил ее ближний круг. Так Ростопчин стал одним из ближайших сподвижников Павла. Именно Ростопчину поручили заниматься разработкой нового армейского устава. Если учесть, как Павел любил армию и внимательно к ней относился, это – знак особого доверия.
Почти до самой смерти Павла Ростопчин возглавлял коллегию иностранных дел и занимался разработкой российской внешней политики. Его намерением было создание союза с наполеоновской Францией, а также Пруссией и Швецией против Британии и Османской империи. Однако дворцовый переворот 1801 года привел к коренному пересмотру этой линии.
Ростопчина, как человек Павла, после переворота удалили от двора. Живя в своем имении, граф занимался литературными трудами, всячески осмеивая распространенную в дворянских кругах галломанию.
Буквально за несколько дней до начала Отечественной войны 1812 года Ростопчина назначили главнокомандующим Москвы по гражданским делам. Вероятно, этому поспособствовала его неприязнь к французам, благодаря которой граф и прославился. Ростопчин руководил экстренной эвакуацией Москвы, всего населения и имущества перед наступавшими французами.
Именно с Ростопчиным молва связывала слухи о сожжении Москвы. Первым его обвинил сам Наполеон, в качестве аргументов выдвинувший два подтверждения своих слов. Во-первых, русские эвакуировали из города весь пожарный инвентарь, что Наполеон счел проявлением злого умысла. Во-вторых, Ростопчин демонстративно сжег свое собственное шикарное имение, оставив над входом надпись на французском языке:
«Восемь лет украшал я это имение и жил здесь счастливо среди моего семейства. Я сам зажигаю свой дом, чтобы он не был осквернён вашим присутствием. Французы, в Москве я оставил вам два дома, с имуществом на полмиллиона рублей, здесь вы найдёте лишь пепел».
Наполеон, дабы на него не пали подозрения в уничтожении города, развернул в Европе пропагандистскую кампанию, в которой указывал на эти факты и делал главным виновником Ростопчина. Однако сам Ростопчин всю жизнь отрицал свою причастность к пожару и даже издал в Европе книгу под названием «Правда о московском пожаре».
По всей видимости, Ростопчин действительно не имел отношения к пожарам. Во-первых, из-за спешной эвакуации просто не было возможности организовать работу поджигателей. Во-вторых, на уничтожение города нужна санкция императора, каковой не было, а самодеятельно уничтожать второй город страны Ростопчин не решился бы. В-третьих, Кутузов отступил из Москвы, мотивируя это тем, что сражение разрушит город до основания. Отступление из города ради его сохранения и тут же уничтожение этого города — верх абсурда. В-четвертых, в Москве уже стояло большое количество каменных зданий и их вполне хватало, чтобы разместить армию. Значит, серьезного ущерба французы бы не понесли и поджог не имел смысла.
Вероятнее всего, пожар стал следствием хаоса в городе: по оставленной Москве носились как французские солдаты, так и местные мародеры, которые совершенно точно не заботились о пожарной безопасности и рыскали с факелами по домам в поисках оставленных ценностей. Несколько случайных возгораний и привели к пожару.
Вскоре после окончания войны Ростопчин вышел в отставку по состоянию здоровья, а еще через несколько лет уехал в Европу, в итоге осев во Франции на несколько лет. Да, знаменитый Ростопчин, всю жизнь высмеивавший французов и забавлявшийся над галломанией, осел во Франции. Более того, его жена сделалась католичкой и обратила в свою веру и дочь. Софья Ростопчина вышла замуж за пажа Наполеона, графа де Сегюра, и осталась жить во Франции, на старости лет став знаменитой детской писательницей. Помимо добрых книжек для детишек, прославилась созданием весьма популярного во Франции сочинения «Генерал Дуракин». Что-то вроде кюстиновской «России в 1839 году», только несколько смягченное юмором для самых маленьких. В наличии имеются расхаживающие по улицам белые медведи, русские зверолюди, живущие в пещерах из сугробов, порки кнутом, делающие честь любому современному BDSM-произведению, а также русские дураки.
Ростопчин, уже сильно больной, вернулся в Россию, где вскоре умер в 1826 году в возрасте 62 лет. Перед смертью он разругался с женой из-за католичества, которое Ростопчина навязывала детям.