224 года назад Правобережная Украина указом Екатерины II вошла в состав Российской Империи.
В XVII веке на территории Малороссии происходили очень интересные события, получившие в историографии название Руина. Россия, Польша и Османская империя имели свои интересы на территории, что приводило к бесчисленным расколам в рядах местных казаков, которые периодически перебегали с одной стороны на другую. Началась Руина сразу после смерти Богдана Хмельницкого и длилась около трех десятилетий.
В ходе Руины частично обособились друг от друга Правобережная и Левобережная Украины, получившие название по стороне берега Днепра. Левобережная Украина еще по итогам очередной русско-польской войны 1654-1667 годов вошла в состав России вместе с Киевом, который передавался поначалу во временное владение, но позднее, после подписания Вечного мира, окончательно вернулся в Россию.
А вот Правобережная Украина осталась польской территорией — это нынешние Винница, Черкасы, Житомир и т. д. Но поскольку Руина продолжалась и все воевали против всех, а в деле была замешана еще и Османская империя, воевавшая с поляками, конфигурация вскоре изменилась. В 1672 году враждующими государствами подписан Бучачский мир, по которому южные регионы Правобережной Украины отошли к туркам, еще часть регионов — к протурецкому гетману Дорошенко, а север региона — к полякам.
Но уже через несколько лет расклад вновь изменился. Гетман Левобережной Украины устроил поход на владения Дорошенко при поддержке Москвы. Дорошенко капитулировал и присягнул России, получив в качестве вознаграждения подмосковное село, которое стало его вотчиной.
Речь Посполитая тоже не сидела сложа руки и, заручившись поддержкой Австрии, отбросила османов и вернула большую часть Правобережной Украины. Так ситуация зафиксировалась на протяжении целого века. Речь Посполитая окончательно утратила былой блеск и сдала позиции. Начались разделы Польши.
Однако первый раздел был весьма скромным, Россия довольствовалась весьма незначительными территориями, часть которых ныне располагается в Белоруссии. Только спустя 20 лет, во время второго раздела Польши, территории Правобережной Украины вошли в состав Российской Империи. В манифесте о присоединении этих земель гарантировалась свобода вероисповедания новым подданным, а также давалось время на продажу имения и выезд в том случае, если гордый шляхтич не желал присягать императрице:
«Участие Ее Величества Императрицы Всероссийской приемлемое в делах Польских основывалось всегда на ближайших, коренных и взаимных пользах обоих Государств. Что не только тщетны были, но и обратились в бесплодную тягость и в таковое же понесение бесчисленных убытков все Ее старания о сохранении в сей соседней Ей области покоя, тишины и вольности, то неоспоримо и ощутительно доказывается тридцатилетнею испытанностью. Между неустройствами и насилиями произошедшими из раздоров и несогласий, непрестанно Республику Польскую терзающих, с особливым соболезнованием Ее Императорское Величество всегда взирала на те притеснения, которым земли и грады, к Российской Империи прилеглые, некогда сущим Ее достоянием бывшие и единоплеменниками Ее населенные, созданные и православною Христианскою верою просвещенные и по сие время оную исповедующие, подвержены были.
Всемилостивейшая Государыня изволит не токмо всех их подтверждать при совершенной и ничем не ограниченной свободе в публичном отправлении их веры, также и при законном каждого владении и имуществе; но и совершенно их под державою своею усыновляя и приобщая ко славе и благоденствию Российской Империи, по примеру верноподданных Ее жителей Белорусских, живущих в полном спокойствии и изобилии под мудрым и кротким Ее царствованием, всех и каждого награждать еще отныне в полной мере и без всякого изъятия всеми теми правами, вольностями и преимуществами, каковыми древние подданные Ее пользуются.
И по тому имеют все и каждый, начиная от знатнейшего Дворянства, чиновников и до последнего, кому надлежит, учинить в течении одного месяца торжественную присягу в верности, при свидетельстве определенных от меня к тому нарочных людей. Если же кто из Дворянства и из другого состояния владеющий недвижимым имением, небрежа о собственном своем благополучии, не захочет присягать, тому дозволяется на продажу недвижимого своего имения и добровольной выезд вне границ трехмесячный срок, по прошествии которого все остающееся имение его секвестровано и в казну взято быть имеет».
Так Правобережная Украина стала частью России и оставалась ей на протяжении двух веков до 1991 года.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг