22 мая 1911 года русский ученый и изобретатель Борис Розинг в своей лаборатории продемонстрировал возможность передачи и приема изображений прибором, ставшим предтечей телевизионного кинескопа.
Розинг родился в образованной семье. Отец — государственный чиновник в чине статского советника (выйдя в отставку, сам увлекся изобретательством и всегда поддерживал сына во всех начинаниях), мать — хотя и домохозяйка — весьма образованная женщина, знавшая несколько языков. Розинг с детства имел тягу к учебе, окончив гимназию с золотой медалью. После окончания петербургского университета талантливого молодого человека оставили при вузе с перспективой преподавания и профессорского звания.
Также Розинг интересовался электромеханикой, которая тогда только начиналась, но обещала фантастические горизонты (что подтвердилось в ХХ веке). Розинг мечтал создать прибор, который сможет принимать и демонстрировать изображения. Проще говоря, телевизор.
В начале нулевых Розинг несколько лет потратил на создание такого прибора и в конце концов добился своего — получил сразу несколько официально зарегистрированных патентов, в том числе и в западных странах. В мае 1911 года ученый наглядно продемонстрировал возможность передачи и приема изображений специальным устройством. Правда, называть это телевизором не совсем правильно. Фактически Розинг создал предтечу телевизионного кинескопа. Сам изобретатель называл прибор электрическим телескопом.
Устройство было довольно примитивное, но работающее. В мае 1911 года Розинг продемонстрировал членам Русского технического общества передачу изображений на расстоянии. Перед объективом передатчика был установлен рисунок, который демонстрировался затем на электронно-лучевой трубке. Изображение было статичным, не движущимся, простые геометрические фигуры.
Тем не менее успех Розинга отметило золотой медалью Русское техническое общество. Опыты русского ученого заинтересовали и западную прессу, информацию об успешной передаче изображения на расстояние и приборе Розинга опубликовали в том числе и в самом популярном науч-поп журнале Scientific American.
Но вскоре началась революция, и Розингу стало не до изобретений. После революции отец пра-телевизора перебрался к белым на Кубань, но уезжать из страны не стал. Занимался преподаванием и теоретическими работами. В сталинскую эпоху Розинг, как образованный дореволюционный человек, попал под серьезное подозрение вместе с тысячами чудом уцелевших в Гражданской войне.
Товарищ Сталин начал потрошить ученых, и Розинга привлекли по Делу академиков. За контакты с контрреволюционерами (то есть с образованными русскими) Розинга отправили в ссылку в Архангельскую область на три года. Из этой ссылки ученый уже не вернулся — он умер в 1933 году в возрасте 63 лет.
Вспомнили о Розинге через много лет и, по советской традиции, стали даже несколько преувеличивать заслуги, называя отцом телевидения. Это не совсем верно. Розинг, несомненно, был одним из наиболее выдающихся пионеров телевидения, но все же не отцом. Возможно, мог бы стать, если бы не революция и Гражданская война.
Тем не менее вклад Розинга в создание телевидения огромен, и не только благодаря экспериментам. Учеником и ассистентом Розинга был Владимир Зворыкин. После революции, в отличие от наставника, Зворыкин уехал в Сибирь, к Колчаку. Будучи высококлассным специалистом по электронике, Зворыкин получал назначения, связанные с поездками за границу — для закупок радиостанций. В одной из этих поездок Владимира и застала весть о крушении режима Колчака. Возвращаться ученый не стал, оставшись в Америке, где скооперировался с другим эмигрантом из Российской Империи Давидом Сарновым, уже достаточно влиятельным человеком в Radio Corporation of America, и взял Давида к себе руководителем лаборатории электроники. И вот Зворыкин уже по праву может именоваться одним из ключевых отцов-основателей современного телевидения, но это уже история, достойная отдельного текста.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг