24 мая 1905 года на свет появился Михаил Шолохов — единственный из советских лауреатов Нобелевской премии по литературе, обласканный властью. Споры об авторстве произведений Шолохова не утихают по сей день.
Биография Шолохова весьма сомнительна и полна странных небылиц, практически на уровне советских лидеров типа Андропова. В детстве писатель носил фамилию Кузнецов. Официальное объяснение — мать ушла от мужа, станичного атамана Кузнецова, и сошлась с приказчиком Шолоховым, но родившегося от пары ребенка записали по фамилии официального на тот момент супруга — Кузнецова. Шолоховым Миша стал только после того, как родители повенчались. Но нельзя исключать, что Шолохов усыновил ребенка супруги от прежнего брака.
Шолохов отучился 3–4 года в гимназии, после чего произошла революция. 15-летний Шолохов попадает в продотряд, который грабил крестьян. По официальной легенде, отряд был взят в плен махновцами, но самого Шолохова отпустили «просто так». Это удивительно — крестьяне ужасно не любили продотрядовцев и Женевскую конвенцию в отношении красных налетчиков не соблюдали.
Так случилось первое чудесное спасение Шолохова. Второе произошло через два года, в 1922 году. Шолохов тогда работал станичным налоговым инспектором и попал под трибунал за злоупотребление служебными полномочиями. И вместо расстрела Шолохова отпустили, приговорив к году исправительных работ. Скорее всего, родители просто выкупили паренька, заплатив внушительную взятку ревтрибуналу.
Однако все это известно со слов Шолохова или создававших легенды шолоховедов. Так сказать, каноническая биография. Есть еще и неканоническая. Согласно ей, Шолохов проучился в школе два года, затем вместе с отцом уехал из города, спасаясь от гражданской войны, после, в 1920 году, закончил в Ростове ускоренные курсы продовольственных инспекторов, и вскоре погорел на взятке. Получил два года условно и уехал в Москву. Все упоительные истории, как 15-летний Шолохов переспорил Махно — сказки.
В Москву будущий писатель уехал не в никуда, а к своему знакомому по Ростову — сотруднику Экономического отдела ГПУ Леону Мирамяну, который и оказывал Михаилу протекцию. Мирамян выбил Шолохову жилище и устроил на работу. По официальной биографии, Шолохов работал в жилищно-строительном кооперативе, курируемом Мирамяном. По неофициальной — служил в экономическом отделе ГПУ под началом его же.
Шолохов начинает писать в комсомольские газеты и публикует несколько фельетонов. Но первый рассказ не приняли (и это с учетом того, что в 20-е печатали все что угодно, лишь бы пролетарское). Зато совсем скоро 22-летний Шолохов ошеломил всех, вывалив сразу два тома «Тихого Дона».
Практически сразу же Шолохова начали обвинять в плагиате. Где это видано, чтобы 22-летний молодой человек за год создал серьезное произведение, которое явно демонстрирует глубочайшее знание быта, причем еще из того периода, когда Михаил не родился или был младенцем. Шолохов обычно оправдывался, что, мол, сидел в архивах. Но тогда писатель должен был провести в архивах годы, чтобы настолько хорошо узнать чужой быт (Шолохов не имел отношения к казакам, отец Михаила был приказчиком, т. е. наемным управляющим).
Через удивившихся явлению нового гения писателей молва дошла и до Сталина, который как раз задавал тренд на мужицких самородков. Дескать, при старом режиме писатели были сплошь дворянами, а при социализме любой мужик может написать не хуже. Разборки вокруг плагиата Шолохова дошли до того, что выход третьего тома задержали, а плагиат разбирала специальная партийная комиссия под руководством сестры Ленина. Шолохов написал жалобу влиятельному Серафимовичу:
Что мне делать, Александр Серафимович? Мне крепко надоело быть «вором». На меня и так много грязи вылили. А тут для всех клеветников удачный момент: третью книгу моего «Тихого Дона» не напечатают.
Комиссия постановила, что автором является Шолохов. После этого писатель вступил в партию и нападки прекратились, но периодически возобновлялись до 1937 года, после чего все стало тихо. Позднее нападки на Шолохова с обвинениями в плагиате объяснялись в СССР происками троцкистов.
Противники авторства Шолохова выдвинули множество аргументов в пользу того, что Михаил не писал как минимум первые два тома, а скорее всего, просто переработал чужую рукопись:
- Шолохов слишком молод, при этом в отдельных местах демонстрирует фантастическую осведомленность о мельчайших деталях быта, т. е. писал либо непосредственно опробовавший все на себе человек, либо досконально разбиравшийся в теме автор. Лично Шолохов не мог принимать участие в событиях, поскольку был слишком молод, а изучать вопрос было некогда — два первых тома писатель, по официальной легенде, наваял за год.
- В сталинские времена существовала практика, когда видные авторы коллективно работали над трудами раскрученных пролетарских писателей. Примерно в то же время появилась «Как закалялась сталь» «народного самородка» Островского. Ленобль позднее признался, что над романом работали семь человек, включая Серафимовича. Литераторам пришлось перерабатывать то нечитаемое нагромождение, которое предоставил Островский.
- Странные провалы во времени. Два огромных тома «Тихого Дона» Шолохов написал буквально за несколько месяцев. Третий растянулся на 4 года. Четвертый писатель каждый год обещал закончить, но в итоге с большим трудом закончил только за 8 лет. В неожиданном творческом кризисе сам Шолохов винил «врагов»: «За пять лет я с трудом написал полкниги. В такой обстановке, какая была в Вешенской, не только невозможно было продуктивно работать, но и жить было безмерно тяжело. Туговато живется и сейчас. Вокруг меня всё ещё плетут чёрную паутину враги». Второй том «Поднятой целины» Шолохов писал 27 лет (объяснял такой перерыв тем, что потерял почти готовую рукопись). «Они сражались за Родину» так и не смог закончить. Фактически закончил и начал писательскую карьеру «Тихим Доном» и дальнейшие немногочисленные произведения Шолохова очень сильно не дотягивают до прежнего уровня.
- В 1999 году был «чудесно обретен» черновик «Тихого Дона» (Шолохов утверждал, что потерял рукопись в годы войны), который содержит нелепые ошибки, объяснить которые можно только тем, что автор переписывал текст с другой рукописи и в отдельных местах не мог разобрать почерк и сам додумывал слова.
- Шолохов ничего не понимал в литературе и не любил говорить о ней, что несколько нехарактерно для писателя.
- В тексте имеется немало пересечений с более ранними произведениями Федора Крюкова, однако Шолохов упорно отрицал знакомство с текстами упомянутого Крюкова и даже утверждал, что знать не знает такого писателя.
- Один из сотрудников редакции «Роман-газеты» Александр Ильский сразу после распада СССР рассказывал, что был свидетелем превращения Шолохова в великого писателя:
Я на четыре года моложе Шолохова М. А. и в тот период с конца 1927 г. по апрель 1930 г., еще молодым, работал в редакции «Роман-Газеты» в издательстве «Московский Рабочий» техническим секретарем редакции, я часто встречался с М. А. Шолоховым, регистрировал его рукописи, сдавал в Машбюро их печатать и практически участвовал во всей этой кухне, как из Шолохова сделали автора «Тихого Дона». Не только я, но и все в нашей редакции знали, что первые четыре части романа «Тихий Дон» М. А. Шолохов никогда не писал. Дело было так: в конце 1927 г. в редакцию М. А. Шолохов притащил один экз. рукописи объемом около 500 стр. машинописного текста. Шолохову в то время было около 22 лет, а мне около 17. У М. А. Шолохова оказалась подходящая биография и анкета. Он родом из казаков, родился на Дону. Считали, что он молодой писатель, это ничего, старшие помогут. Сделаем из него Великого писателя. То, что он не имел даже законченного среднего образования — это даже хорошо. Это подтверждает слова вождя — о кухарке. А сам Шолохов? Он, конечно, согласился. Да разве кто-нибудь отказался бы от свалившегося на него такого подарка? Он вел себя очень прилично. Сидел большую часть времени у себя в Вешенской и никуда не совался. С апреля месяца 1928 г. публикация романа «Тихий Дон» была прекращена. Поползли слухи, что это плагиат. Однако издание «Тихого Дона» уже было запущено в «Роман Газете». Грудская бежит в секретариат И. В. Сталина к своей подруге и уговаривает ее подсунуть Сталину «Тихий Дон», чтобы он прочел. Действительно, он прочел это «произведение» Шолохова и дал ему добро. Это стало сразу общеизвестно. Грудская собирает всех нас, работающих в редакции, и заявляет, что она была в «верхах» и там решено, что автором «Тихого Дона» является М. А. Шолохов. Чтобы доказать читателям, что Шолохов «великий писатель», редакция «Р. Г.» поручает Шолохову написать новый роман на актуальную в то время тему о коллективизации. Через некоторое время он присылает в редакцию свой новый шедевр. Но, увы! Это оказалась такая ерунда, что читая ее все просто смеялись. Тогда правление РАПП командирует в помощь Шолохову в станицу Вешенскую двух писателей А. Фадеева и Ю. Либединского, которые за счет РАПП прожили в Вешенской почти год. После чего они привезли новую редакцию «Поднятой целины», которая и была опубликована.
Как видно, количество аргументов против авторства Шолохова велико. Имеются аргументы и в пользу авторства, но по сути доводы сводятся только к одному: «чудесно обретенная» в 1999 году рукопись Шолохова выполнена рукой писателя. Впрочем, ничего не мешало Шолохову переписать текст от руки для партийной комиссии. Поэтому вероятнее всего, что большую часть книги Шолохов не писал, а в лучшем случае переработал вместе с другими авторами, но кто же тогда является автором? К сожалению, это вряд ли удастся выяснить. Разные исследователи периодически называли разные имена: Федор Крюков, Вениамин Краснушкин и даже Николай Гумилев. Но доказать это в настоящее время уже невозможно.
Шолохов практически ничего не писал после «Тихого Дона», живя в ранге главного советского писателя и периодически подписывая письма против диссидентов. Михаил умер в 1984 году и унес тайну авторства с собой.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг