«Единая Россия», «Справедливая Россия» и КПРФ (привет голосующим за любую другую партию кроме ЕР) вчера внесли в Госдуму законопроект о регулировании мессенджеров. Депутаты Госдумы даже дали мессенджерам определение — это сервис, который используется для приема, передачи или обработки электронных сообщений. То есть под закон можно подвести любое средство коммуникации в интернете, от платформы Disqus, которая стоит у нас на сайте, до электронной почты. Что хотят отрегулировать?
Во-первых, конец анонимности. Нет, ники можно ставить любые. Но теперь ник должен обязательно привязываться к номеру телефона. Пока что вы все еще можете купить сим-карту с рук на вокзале у улыбчивых узбеков или смешливых цыган, но помните, что согласно «Пакету Яровой» правоохранители имеют право требовать блокировки пользователей, пользующихся чужими сим-картами. Информацию о том, кто именно стоит за тем или иным ником, мессенджеры должны будут выдавать правоохранителям. Пока непонятно, по решению суда или нет, но в законопроекте написано «органа исполнительной власти» (хотя у нас и суды исполняют будь здоров). Так что, скорее всего, без судебных решений, по желанию левой пятки очередного эшника, желающего себе премию к отпуску, или ушлого мента, у которого плохо с раскрываемостью.
Во-вторых, мессенджеры будут обязаны блокировать рассылку сообщений, содержащих «противоправную» информацию. Даже если это не массовая рассылка (например, телеграм-канал), а общение в чате либо в личных сообщениях. То есть нужно либо придумать очень крутой вордфильтр, либо посадить товарища майора просматривать миллионы переписок (это ж сколько вакансий можно открыть, борьба с безработицей!) для вычленения и блокировки противоправных сообщений. Какие именно сообщения считаются противоправными, не сообщают. Может, это координация террористических актов и детское порно. Может, обсуждение с друзьями свежего ролика Навального или расовых теорий. Когда ты живешь в Российской Федерации, все может оказаться противоправным, рано или поздно.
Если мессенджеры всего этого не сделают, то их, разумеется, заблокируют.
Зато власти честно объясняют, зачем они это делают. Понятно, в первую очередь прозвучало несколько стандартных мантр про экстремистский контент, от которого дети с крыш прыгают и узбеки внезапно начинают метро взрывать. А потом слово взял руководитель Роскомнадзора Александр Жаров и все рассказал предельно понятно и ясно: «Пока мессенджеры не заключают ни с кем договоров, не платят никаких налогов и живут замечательно. А теперь операторы выстроят с мессенджерами товарно-денежные отношения и, таким образом, они опосредованно тоже внесут лепту в российскую экономику». Ай да Роскомнадзор! Одним махом шестерых побивахом! И экстремистов усадим на нары (попутно найдя в переписках тонны компромата на самых разных людей), и пустеющую казну милордам пополним. И репрессивные меры усилим, и огромную часть IT-отрасли в России убьем.
Мао следит за тобой: как китайцы строят киберпанковую утопию
Информационное общество и мы: краткий путеводитель по прекрасному новому миру