23 июня 1917 года Центральная Рада провозгласила автономию Украины в составе России. Первый универсал (политико-правовой акт программного характера), провозгласивший почти незалежность, стал плодом долгих переговоров между Радой и Временным правительством в Петрограде.
После завершения переворота в российской столице и крушения монархии, в Киеве собрались люди с хорошими лицами и объявили себя новой властью — Центральной Радой. Никто господ не избирал и не уполномочивал, поэтому новой власти оказалось очень много. Настолько, что девать было некуда. Шутка ли, 800 депутатов Центральной рады. На всю огромную Империю приходилось вдвое меньше депутатов, а тут — не самый большой регион набрал около 800. В итоге даже в самой Раде всё поняли, и через Всеукраинский национальный съезд сократили число депутатов до 115.
Наибольшее влияние в Раде имели автономисты: от большевиков и эсеров до умеренно правых. Все выступали за автономию Украины в составе России. В принципе, до переворота эта идея была мейнстримом даже в кругу местных самостийников. Сам Петлюра до трагедии октября мечтал только об автономии и постоянно выступал с промосковских позиций.
Тем не менее в Раде оказалась и группа радикальных самостийников во главе с Михновским. Этот удивительный персонаж пользовался такой славой, что даже украинские революционеры называли товарища и последователей «кружком политических придурков». Особенно Михновский прославился подрывом памятника проклятому кацапу Пушкину.
Последователи характеризовали Михновского так:
Воспитанный в добрых украинских традициях, выросший в украинском селе, Николай Михновский был образцом украинской расовой культуры, украинским аристократом во всех значениях этого понятия.
«Украинский аристократ» носился с идеей повсеместного изгнания ляхов и кацапов, но в конце Гражданской войны ринулся к деникинцам в надежде эвакуироваться. Однако белые подонка узнали и дали пинка. Пришлось жить в Совдепии.
В целом в Раде были наиболее сильны позиции автономистов, которые требовали от Петербурга признания автономии и права на создание национальных украинских частей из еще сохранившихся остатков бывшей императорской армии.
Временное правительство лояльно относилось к идее автономии и даже отделения Польши, но сепаратистские устремления Украины восприняло отрицательно. Особенно идею украинизации армии, которая де-факто означало отделение в ближайшей перспективе (а иначе зачем своя отдельная армия).
В конце мая 1917 года в Петроград прибыла делегация Рады на переговоры с Временным правительством. Но власть в столице сама была раздираема противоречиями. Прибывшим делегатам не сказали ни да, ни нет, предпочитая пустить вопрос на самотек.
Оценив момент, Рада 23 июня публикует Первый универсал, который провозглашает автономию Украины. Распоряжения Центральной Рады получают приоритет над любыми указаниями из Петрограда. Кроме того, провозглашается уже не столько украинизация отдельных частей, сколько создание национальной армии, подчиняющейся Киеву.
Через три недели в Киев прибыла делегация Временного правительства вместе с Керенским. Удалось достичь компромисса. В Петрограде признали право Украины на автономию, но уговорили воздержаться от провозглашения таковой до созыва Учредительного собрания. Рада издала Второй универсал, фактически отказавшись от провозглашенной автономии на время.
Но это был временный компромисс. Уже в августе Киев де-факто порвал все договоренности и вернулся к политике автономизации и неподчинения Петрограду.
К слову, многие, наверное, думают, что ключевую роль во всех этих универсалах сыграл какой-нибудь Петлюра или Михновский, словом, кто-то из местных самостийников. Но это не так. Все ключевые документы разработал, продвинул и подписал товарищ Винниченко — самый настоящий большевик.
Именно этот коммунист был инициатором и главным двигателем автономии. Винниченко состоял в УСДРП — украинском аналоге РСДРП. Фактически возглавлял Украину в период Центральной Рады. Когда власть взял Скоропадский, Винниченко вел переговоры с Лениным, предлагая принять советскую помощь и установить советскую власть с условием «диктатуры украинского языка».
В разгар Гражданской войны Винниченко уехал в Австрию, но после установления советской власти написал письмо Ленину, и Ильич на радостях пригласил очень важного товарища обратно. Винниченко вернулся и сразу же получил посты наркома иностранных дел и заместителя председателя Совнаркома Украинской ССР, а также был включен в состав ЦК. Но Винниченко ужасно обиделся, что его не включили в состав Политбюро, и уехал в Европу. Но большевики все равно очень чтили украинца и даже при Сталине в СССР продолжало издаваться монументальное 24-томное собрание сочинений Винниченко.
Так что отцом украинской независимости следует считать не Ленина, и даже не Петлюру и ту часть Рады, которая провозгласила независимость после Октябрьского переворота (ведь тогда никакого государства де-факто даже не существовало, никакой России не было, был Союз коммун Северной области из нескольких русских губерний), а конкретно Винниченко.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг