16 августа 1941 года попавшие в плен советские командиры объявлены изменниками родины. Выпущен приказ № 270 «Об ответственности военнослужащих за сдачу в плен и оставление врагу оружия».
Это первая отчаянная попытка остановить массовое отступление и панику советских войск под ударами вермахта. Позже появится знаменитый приказ «Ни шагу назад», не оставлявший солдатам и офицерам выбора — или победа, или смерть.
Приказ №270 относился к офицерам и рядовому составу по-разному. Пленные офицеры сразу объявлялись изменниками родины, с понятными последствиями для родных — ссылка или лагеря. Рядовые красноармейцы рисковали меньше — в случае пленения их семьи просто лишали пособия и государственной помощи. Это сделали из прагматических соображений. Репрессировать семьи всех попавших в плен красноармейцев было невозможно — никаких лагерей не хватит, и опасно — бунт в тылу в условиях паники и отступления обрушил бы фронт окончательно. Текст документа гласил:
Командиров и политработников, во время боя срывающих с себя знаки различия и дезертирующих в тыл или сдающихся в плен врагу, считать злостными дезертирами, семьи которых подлежат аресту как семьи нарушивших присягу и предавших свою Родину дезертиров.
Обязать всех вышестоящих командиров и комиссаров расстреливать на месте подобных дезертиров из начсостава.
Обязать каждого военнослужащего, независимо от его служебного положения, потребовать от вышестоящего начальника, если часть его находится в окружении, драться до последней возможности, чтобы пробиться к своим, и если такой начальник или часть красноармейцев вместо организации отпора врагу предпочтут сдаться в плен, — уничтожать их всеми средствами, как наземными, так и воздушными, а семьи сдавшихся в плен красноармейцев лишать государственного пособия и помощи.
Соблюдали приказ далеко не всегда. Пленных часто записывали пропавшими без вести, благо проверить это в условиях фронта было невозможно. Но несмотря на частое несоблюдение, приказ изменил отношение к побывавшим в плену бойцам. Рядовые после поверхностной проверки возвращались в свои части, офицеры же в большинстве случаев направлялись в штрафные роты.
Для наглядного примера требовался образ предателя. Им совершенно незаслуженно стал генерал Качалов:
Командующий 28-й армией генерал-лейтенант Качалов, находясь вместе со штабом группы войск в окружении, проявил трусость и сдался в плен немецким фашистам. Штаб группы Качалова из окружения вышел, пробились из окружения части группы Качалова, а генерал-лейтенант Качалов предпочел сдаться в плен, предпочел дезертировать к врагу. Эти позорные факты сдачи в плен нашему заклятому врагу свидетельствуют о том, что в рядах Красной Армии, стойко и самоотверженно защищающей от подлых захватчиков свою Советскую Родину, имеются неустойчивые, малодушные, трусливые элементы.
Генерала заочно приговорили к смертной казни, жену отправили в лагерь. Но на самом деле он погиб при прорыве из окружения за 12 дней до выхода приказа. Об этом стало известно уже в 1943 году, когда местные жители сообщили о похоронах советского военачальника. Факты и свидетели не изменили отношения к генералу — товарищ Сталин не мог ошибаться. Только после смерти вождя Качалов был реабилитирован, а его супруга — освобождена.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг