2 марта 1855 года умер император Николай I. Он родился в 1796 году, за несколько месяцев до смерти императрицы Екатерины II, которая, как известно, была в плохих отношениях с сыном, поэтому воспитание внуков брала под свой контроль.
Николай практически не имел шансов на престол. Его отец был еще весьма не старым человеком, к тому же он имел двух старших братьев. В отличие от старших братьев, его воспитателем был генерал Ламздорф. С детства Николай страстно увлекался военным делом. Во всех науках во время учебы он показывал весьма средние результаты, зато в военных дисциплинах разбирался досконально. Впрочем, поскольку не ожидалось, что он взойдет на престол, это было не страшно. Уже потом Николаю пришлось наверстывать пробелы в гуманитарном образовании.
Императором Николай стал в результате весьма странного события в 1825 году. Согласно официальной версии, наследник престола Константин Павлович вдруг отказался от престола, а декабристы решили сыграть в свою игру. По неофициальной версии, хорошо разобранной у Галковского, переворот осуществил Николай, поскольку Константин был слишком завязан на Варшаву.
Так или иначе, Николай стал императором и правил почти 30 лет. Традиционно в историографии Николай рассматривается как ультраконсерватор, только сторонники зовут его «рыцарем самодержавия», а противники — «Николаем Палкиным». На самом деле Николай был не консерватором, скорее даже реформатором. Просто реформы он проводил не рубя с плеча, как обычно у нас делают, а аккуратно и постепенно, не форсируя события, как это и надо делать в большой и сложной для управления стране. Поэтому с первого взгляда кажется, что за николаевскую эпоху ничего не изменилось. Но если приглядеться, то видно, что страна стала совсем другой.
Например, именно Николай создал в стране систему массового образования. До него образование было уделом избранных. На всю страну насчитывалось несколько десятков школ. К моменту смерти Николая в стране были уже тысячи школ. Открыли несколько новых вузов.
Именно при Николае произошла индустриализация страны. Внешне она была почти незаметна, но к концу царствования оказалось, что в России есть промышленность. Фактически за короткий срок состоялся переход к капиталистическим отношениям. Как говорится, принял страну с крепостными посессионными рабочими, а оставил с вольнонаемными. Все посессионные фабрики, где использовался крепостной труд, были закрыты, и промышленность полностью перешла на капиталистические рельсы. Причем благодаря высоким пошлинам и протекционистской политике речь шла о создании промышленного производства именно в России. Например, почти с нуля была создана очень мощная текстильная промышленность. Значительно выросли производительность труда и производство продукции в нескольких отраслях.
Стала складываться городская культура, поскольку население городов выросло вдвое.
Большая часть всех дорог, построенных в России за весь XIX век, была построена именно в николаевскую эпоху. Это тоже оказалось незаметным достижением, поскольку не было громких лозунгов, криков «догоним и перегоним» и строек века. Зато было планомерный рост. Именно при нем в России началось интенсивное строительство железных дорог.
Многими ожидалось, что будет отменено и крепостное право. Этого не случилось, хотя ряд реформ в этой области был проведен. Фактически стимулировался отпуск или выпуск крепостных на волю, за время правления число крепостных крестьян сократилось почти вдвое. К моменту смерти Николая доля крепостных крестьян не превышала 30%.
Кроме того, знаменитое Третье отделение отныне следило за притеснениями крестьян и всерьез гоняло помещиков за плохое отношение к своим крепостным. Известно немало случаев, когда имение у нерадивых помещиков забиралось.
При этом многие современники считали николаевскую эпоху невыносимой. Те, кто еще застал лихие и развеселые александровские времена, с их кутежами, дуэлями, цыганами и приключениями, воспринимали николаевскую эпоху с ее вызывающей «нормальностью» как унылое зло и нечто «невыносимо душное».
Современники Николая в основном недолюбливали. Интересно, что знаменитый Астольф де Кюстин, раскритиковавший в России все, что только можно, наоборот, остался под большим впечатлением от Николая:
Такого человека нельзя судить по меркам, пригодным для обыкновенных людей. Его голос, властный и исполненный значительности, магнетический взгляд, что впивается в предмет, завладевший его вниманием, но зачастую становится холодным и застывает, — не столько из-за обыкновения скрывать свои мысли, ибо он откровенен, сколько из-за привычки сдерживать страсти; его великолепное чело, черты, в которых есть что-то от Аполлона и от Юпитера, его почти неподвижное, внушительное, повелительное лицо, облик, скорее благородный, нежели добросердечный, подобающий более статуе, чем человеку, — все это оказывает неодолимое воздействие на всякого, кто приближается к его особе. Он становится повелителем чужих воль, ибо все видят, что он властен над своей собственной волей.
На меня он произвел большое впечатление; я был покорен: благородство чувств, что явил предо мною император, и искренность его речей, как мне представлялось, весьма рельефно оттеняли его всемогущество; признаюсь, император ослепил меня!! Человек, которому я, вопреки всем своим представлениям о независимости, готов был простить то, что он — абсолютный монарх шестидесяти миллионов подданных, был в моих глазах существом высшего порядка.
Скажу, не заботясь о престиже и требованиях этикета, без всякой лести: он представляется мне одним из первых людей России. По правде говоря, никто другой не удостоил меня такой же откровенности, с какой беседовал со мною император… По правде сказать, я изо всех сил противлюсь влечению, которое он во мне вызывает.
Правда, в отличие от старшего брата, Николай был совсем не искушен в дипломатии и сложных политических многоходовочках и интригах. Что в конце концов привело к Крымской войне формата «мы против всего мира».
В разгар этой войны он и умер. Причем сразу же поползли слухи, что он покончил с собой от разочарования из-за военной неудачи. Сначала говорили, что он отравился. Потом самой популярной версией, дошедшей и до нашего времени, стала версия преднамеренного простывания — якобы император нарочно застудился и умер. Скорее всего, Николай вовсе не планировал умирать, однако перенесенный грипп дал осложнения, и 2 марта 1855 года император скончался в возрасте 58 лет.
Также читайте:
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг
Поддержите «Спутник и Погром» покупкой подписки (клик по счетчику просмотров справа внизу) или подарите ее друзьям и близким! У нас нет и никогда не было никаких других спонсоров кроме вас — наших читателей.