4 июля в «Спутнике и Погроме» вышел седьмой выпуск «Богемского клуба» — Slawische Tänze. Это статья длиной примерно в 35 тысяч знаков (в ЖЖ тексты такого объёма не проходят). Прочитав её, вы узнаете, что кричали заговорщики, в 1618 году выбросившие из окон Пражского града наместников короля, что общего между фаворитом Анны Иоанновны Эрнстом Бироном, основоположницей чешской прозы Боженой Немцовой и асом Третьего рейха Вальтером Новотны, как писалась и произносилась фамилия Скорцени, пока её обладатели жили под Пльзенем, или как закончил свои дни человек, организовавший Брненский марш смерти. В общем, история чешско-немецких отношений от гуситского времени до Второй мировой войны, сопровождающаяся появлением потомственной звезды отечественного кино в практически неизвестной в России роли.
Такие темы интересуют меня гораздо больше, чем текущая политика. В ближайшие месяцы я собираюсь описать судьбу одного много повидавшего на своём веку фрегата, поговорить о столкновении цивилизаций, произошедшем 11 сентября (но не в 2001 годy, а тремя веками ранее) и рассказать несколько совершенно американских по духу историй предпринимательского успеха в Австро-Венгрии. К тому же у меня появилось желание вернуться к теме создания расовой теории. В цикле «Недоразумение» я проследил её развитие до 1800 года. Почему бы не описать полёт фантазии расологов XIX столетия? Новый цикл можно назвать, например, «Арийский век» (в ту пору все желали быть «арийцами»). Обдумывая каждый из этих сюжетов, я попутно решаю, какие тексты разместить в «Богемских манускриптах», а какие — в «Богемском клубе». Однако 6 июля Генпрокуратура РФ возжелала заблокировать «Спутник и Погром».
Я узнал об этом одновременно с «разнорабочим Егором Погромом». По стечению обстоятельств, моё радио было настроено на станцию «Говорит Москва» именно в тот момент, когда её ведущий Сергей Доренко позвонил Егорy Просвирнинy, чтобы задать какой-то вопрос. Едва они закончили разговор, в новостях появилось сообщение о требовании Генпрокуратуры заблокировать сайт СиП. Так что через полминуты Доренко перезвонил Просвирнину, а я слушал их беседу в прямом эфире. «Разнорабочий Егор» говорил, а Доренко только дополнял его монолог, повторяя обращённую к слушателям реплику: «Я разговариваю с политиком. Я разговариваю с политиком». Что было дальше, вы знаете. С Просвирниным связались «Эхо Москвы», «Серебряный дождь» и много кто ещё, а в Сети появились подробные инструкции по обходу «блокировки». Интересно, люди из Роскомнадзора действительно думают, что могут «заблокировать» сайт, пользующийся в интернете огромной популярностью?
Само собой разумеется, «Спутник и Погром» продолжит работу. Слава Богу, мы живём в 2017-м, а не в 1977 году. Насколько я понимаю, на данный момент особых проблем с доступом к СиПу нет (мне трудно об этом судить; меня, как чешского пользователя, российские блокировки касаются не больше, чем иранские или венесуэльские). Существует десяток способов обойти запрет, каждый из которых занимает у пользователей не более нескольких минут. В худшем случае, если Генпрокуратура и Госкомнадзор продолжат играть в советскую власть и реально заблокируют сайт, он появится на новом адресе или под новым названием (уже было предложено несколько остроумных возможных вариантов, например, «Путин и Медведев»). Как именно всё это будет происходить чисто технически, я не знаю. Я не вхожу в редакцию «Спутника и Погрома», я лишь один из трёхсот авторов, которые пишут для этого издания, и один из трёх, у которых там есть свои блоги. Но если произойдёт переезд или ребрендинг издания, я сообщу вам об этом (а платные подписчики имеют то преимущество, что будут индивидуально оповещены о возможных изменениях).
В 2008 году Владимир Владимирович Путин говорил, что Дмитрий Анатольевич Медведев — не меньший русский националист, чем он сам…
…а в 2014-м уверял, что самый большой националист в России — это всё-таки он. Так что не удивляйтесь, если «Спутник и Погром» вдруг будет переименован в «Путина и Медведева». Это хорошее название
Одновременно со «Спутником и Погромом» был заблокирован ещё десяток сайтов разной направленности. О них я ничего не могу сказать, но претензии, предъявленные СиПу, подчёркнуто абсурдны, вплоть до обвинений в происламизме и проукраинстве. Можете себе представить Константина Крылова, Андрея Никитина, Сергея Махова, Евгения Норина или меня, пишущих с происламистских или проукраинских позиций? (Для тех, кто совсем не в курсе: СиП собрал в помощь Новороссии около 60 миллионов рублей и на свои средства купил русским ирредентистам БТР. Это было в те критические дни, когда каждая единица техники на Донбассе значила очень много. Андрей Никитин возил гуманитарную помощь в Донецк под обстрелами). На какую публику были рассчитаны утверждения о поддержке СиПом «Правого сектора» и «Джабхат-ан-Нусры», осталось для меня загадкой. По скромному моему разумению, Генпрокуратура и Роскомнадзор просто поставили себя в смешное положение.
«Экстремистским ресурсом» «Спутник и Погром» могут называть только люди, которые его не читали. Это весьма либеральное и демократичное издание, предоставившее мне площадку без каких бы то ни было условий, которые касались бы тематики, а тем более содержания публикуемых текстов. Среди авторов СиПа есть люди, придерживающиеся разных взглядов и пишущие в различной стилистике. Среди комментаторов — тем более. Но если судить по комментариям, приходящим в «Богемский клуб», СиП читает на редкость благонамеренная аудитория. За всё время существования блога мне пришлось удалить всего шесть или семь комментариев и забанить лишь одного посетителя. Если бы я выложил эти же тексты в ЖЖ, то был бы вынужден забанить человек тридцать, не меньше.
Я всегда писал для «Спутника и Погрома» то, что казалось мне интересным, и только сейчас осознал, что в половине текстов полемизировал с Просвирниным, Крыловым, Никитиным или кем-нибудь ещё из русских националистов, а в половине — ссылался на авторов еврейского происхождения (одна моя статья и вовсе представляла собой пересказ книги израильского профессора Харари). И я не получил ни одной антисемитской, расистской или ксенофобской реплики. Ни одной. Зато в комментариях люди цитировали «Тускуланские беседы Цицерона» и стихи Беранже (cлава Богу, по-русски; eсли бы они принялись сыпать латинскими и французскими цитатами, я бы, пожалуй, растерялся). Хотя в комментариях к статьям других авторов всякое случается.
В СиПе публикуется Александра Урман, пишущая о киберполитике Китая, системе образования в Финляндии, уличных протестах в Южной Корее и т. д. Один ЖЖ-ист, никнейм которого я не буду называть, поскольку он иногда бывает и здесь, предъявил редакции СиПа претензии в духе «могу я хотя бы на националистическом сайте не видеть авторов с такими фамилиями, как Урман?». В ответ модераторы СиПа назвали его словами, которые я не рискнул бы повторить ни при Александре Урман, ни при любой другой даме, и забанили. Так что формулировка Генпрокуратуры «Указанные ресурсы пропагандируют идеи национальной и религиозной розни, что формирует угрозы общественной безопасности, побуждает к экстремизму» применительно к «Спутнику и Погрому» звучит как явный троллинг. СиП заблокировали отнюдь не за «пропаганду розни». СиП заблокировали за то, что он нормален.
Я не раз писал, что общественно-политическая жизнь в РФ строится по формуле Зазеркалье против Страны Чудес. Псевдопатриоты против квазилибералов. Первые безнадёжно отягощены антизападничеством и либо советским бредом вплоть до джугашвилианства, либо обскурантизмом, доходящим до раскольничьей дикости в стиле Германа Стерлигова. Вторые отличаются феноменальной склонностью к предательству национальных интересов и в крайних случаях опускаются до поддержки Украины (последняя стадия падения человеческого существа, которую можно вообразить). Кто из «патриотических» и «либеральных» нанайских мальчиков в тот или иной момент времени считается властью, а кто оппозицией — дело десятое. И те и другие представляют собой явную патологию.
Можно быть либералом или консерватором, националистом или космополитом, республиканцем или монархистом, атеистом или верующим. Это варианты нормы. Но есть вещи, которые среди находящихся в пределах нормы людей считаются само собой разумеющимися. Они сформулированы ещё в Надгробной речи Перикла и с тех пор остаются неизменными: «В нашем государстве мы живём свободно» и «Все моря и земли открыла перед нами наша отвага» (см. The ЖЖam session). Все общества, в которых можно жить, а не существовать, от античности до наших дней стояли именно на этом фундаментальном сочетании: максимальная свобода внутри социума и экспансионистская внешняя политика (строго говоря, экспансия бывает не только военной, она вполне может быть и экономической или культурной; однако границы 1991 года делают войну России с некоторыми соседями почти неизбежной; ничего личного, просто география).
Формат «псевдопатриотическая кунсткамера против квазилиберального паноптикума» очевидным образом всем надоел и вызывает у русского общества всё большее недоумение. Как социум Россия вполне здорова. Она живёт своей жизнью, всё больше приближающейся к западным бытовым, материальным и поведенческим стандартам, и начинает откровенно презирать обе ненормальные тусовки. А СиП нормален. В этом и кроется причина его популярности. Его создали люди, прекрасно понимающие, что единственный приемлемый образ жизни в современном мире — западный, а свобода слова и частная собственность — абсолютные ценности. При этом они столь же ясно понимают, что «независимая Украина» — это историческое недоразумение, и готовы драться за освобождение захваченных данным варварским образованием русских земель с оружием в руках.
Это элементарнейшие идеи демократии, которые будут распространяться в русском обществе всё больше. Со временем к ним придут и русские либералы, и русские монархисты, и русские социалисты. То, что первыми о них внятно заговорили именно русские националисты, во многом результат усилий нескольких вполне конкретных людей. В принципе, могло случиться так, что свой аналог СиПа первыми создали бы либералы, монархисты или социалисты. Их идеи и тексты отличались бы от СиПовских лишь расстановкой акцентов. Более того, я думаю, они это и сделают. Не завтра, так послезавтра. Ведь неслучайно поддержку СиПу высказали люди, придерживающиеся самых разных взглядов, от близкого к коммунистам Сергея Шаргунова до либерала Антона Носика (кажется, это последнее, что он успел сделать в жизни). Генпрокуратура и Роскомнадзор со своими «блокировками» просто изволили ехать по встречной. Российское общество движется отнюдь не в 1977 год. Танго со свободой не закончено. Напротив, оно только начинается.
Название Libertango образовано слиянием слов Libertad и Tango. Эту вещицу написал в 1974 году аргентинец Астор Пьяццола. На мой взгляд, она подходит для завершения данного текста как нельзя лучше. Но я допускаю мысль, что многие читатели как «Богемских манускриптов», так «Богемского клуба» могут обладать совсем иным вкусом и хотели бы услышать нечто более жёсткое и радикальное. Специально для них — «Штурмуя небеса» группы «Louna»: