Рудольфинум и дипустан / Блог Богемика на «Спутнике и Погроме»
Рудольфинум и дипустан
Выпуск восемнадцатый, 30 августа 2018 года

Перемоги наших дипломатів не менш важливі, ніж наших воїнів на фронті!

— Петро Порошенко, президент Украины

Международный музыкальный фестиваль «Дворжакова Прага» по традиции открывается 8 сентября. Я решил перевести и предложить вашему вниманию статью известного чешского публициста Йиржи Долежала, непосредственно касающуюся этого важнейшего события культурной жизни благословенной Богемии. Текст Долежала определённо нуждается в некоторых пояснениях, и вы найдёте их чуть ниже. Называется же он, как ни странно…

«УКРАИНЦЫ, ЦЕНЗУРИРУЙТЕ СВОИХ НАЦИ!»

На днях произошла беспрецедентная попытка вмешательства во внутренние дела Чешской республики со стороны украинского правительства. Устами своего посла Украина потребовала введения цензуры по украинским критериям на пражском музыкальном фестивале. Я полагаю, что Чешской республике следует ответить на эту дерзость дипломатическим путём.

Когда в программу театрального фестиваля в Брно включили бульварную постановку, в которой Христос насилует мусульманку, я счёл это крайне уродливой и дешёвой попыткой привлечь внимание СМИ. Попытка удалась, происшествие освещали все телеканалы, но культурный уровень брненского фестиваля приблизился к уровню «Парламенских листов» и «Аэронета». Однако нарушения общественного порядка не произошло.

Потом брненские активисты попытались запретить спектакль. Наконец, политическая группа, называющая себя «Приличные люди», попыталась сорвать представление, поднявшись на сцену. Банда в голубых футболках живой стеной огородила актёров, чтобы зрители не могли их видеть. Службе безопасности пришлось её вывести. Сколь бы отвратительна ни была пьеса о насилующем Христе, противоборствующая сторона оказалась ещё более мерзкой, нежели истеричные брненские театралы.

Если вы вторгаетесь на чужую территорию и мешаете хозяину в его деятельности, это преступление. Попытки цензурировать искусство, да ещё и хулиганскими методами, в демократической системе должны наказываться. «Приличные люди» добились того, что на стороне театралов оказались и те, у кого оскорбляющая Христа пьеса вызывает отвращение. Потому что для человека, который не только называет себя приличным, но и является таковым, цензура абсолютно неприемлема.

Едва утих шум вокруг попытки введения цензуры со стороны «приличных людей», и вот уже на свете новый цензурный скандал. На этот раз ещё худший, потому что цензуры теперь требуют не бывшие брненские hooligans, а правительство страны, которая пытается делать вид, что стремится к демократии, и которая хотела бы вступить в ЕС и в НАТО. В сентябре в Праге в рамках фестиваля «Дворжакова Прага» должна выступить американо-украинская активистка и пианистка Валентина Лисица. В свободное от основных занятий время она поддерживает Путина. А поэтому, по мнению официального представителя Украины, её фортепианный концерт должен быть запрещён.

Украинский посол Евгений Перебыйнис заявил: «Искусство не только о самом искусстве, но и о людях, которые его создают. Статьи Валентины Лисицы в социальных сетях не только неправдивы и дезинформативны, но и полны агрессивности против украинцeв, это систематическое раздувание межэтнической ненависти. Рудольфинум — институт настолько славный и уважаемый, что концерт пианистки, которая дискредитировала себя как один из рупоров русской пропаганды и сторонница российской агрессии против Украины, на мой взгляд, находится ниже уровня величaйшей чешской музыкальной сцены и определённо не послужит укреплению её авторитета».

Заявление господина посла абсолютно скандально. В демократической системе цензура недопустима. Разумеется, прервать лекцию, которая распространяет неонацизм, или конфисковать книгу, которая призывает к геноциду (например) блондинов — это правильно. Однако это не цензура, это пресечение уголовных преступлений — разжигания ненависти и призывов к насилию. Цензурировать игру на фортепиано абсолютно недопустимо. А цензурировать пианистку и запрещать её выступление из-за её политических взглядов (как в нашем случае) — это фашизм. Или коммунизм. В общем, нечто, чему в Европе не место. Как не место в ней «приличным людям» из Брно.

Это если говорить о цензуре столь аполитичного искусства, как игра на фортепиано, в общих чертах. В нашем конкретном случае безобразность ситуации усугубляется тем обстоятельством, что украинцы пытаются ввести цензуру на территории другого государства. Чешская республика не является украинской колонией, и давление украинского посла можно без преувеличения назвать грубым вмешательством во внутренние дела нашей страны.

Я понимаю, что Украина ближе к Москве, чем к Европе, поэтому её правительство пытается по-путински ликвидировать и запрещать своих противников. Но мы — не Восточная Европа. Исторически мы часть Римской империи. Наша культура сформирована не православием, но католицизмом и евангелизмом. И у нас иные ценности, нежели ценности, возникшие при варке капусты в степях Малороссии — терpитории, сегодня называющей себя Украиной. Среди наших ценностей есть свобода слова и творческая свобода, и если какие-то продолжатели Киевской Руси пытаются нам их запрещать, значит, пришло время для жёсткого официального ответа. Я полагаю, что слова украинского дипломата — это именно то, из-за чего направляются ноты протеста, а послы вызываются для дачи пояснений. Поэтому я прошу министерство иностранных дел, чтобы оно начало действовать.

Невероятная дерзость украинского вмешательства станет особенно очевидной, если мы вспомним, что цензурировать нас собралась страна, в которой действует батальон «Азов». «Азов» — это отдельное подразделение украинской национальной гвардии, в прошлом — полк министеpства внутренних дел Украины. Он возник 5 мая 2014 года, когда министр Арсений Аваков разрешил создание полувоенных добровольческих формирований. Знак батальона — Wolfsangel, руна, которая во время Второй мировой войны была символом второй танковой дивизии ваффен-СС «Das Reich».

Члены батальона «Азов» — неонацисты и их разнообразные мутации не только с Украины, но и из нескольких европейских стран. Управление Верховного комиссара ООН по правам человека заявило, что «Азов» нарушает правила ведения войны, массово совершая мародёрство, пытки, похищения журналистов и изнасилования. Фюрер батальона — Андрей Билецкий, шеф «Социал-национальной ассамблеи», политической группировки, занимающей откровенно неонацистские позиции. Так что я прошу не только господина посла, но и всё украинское правительство: в случае, если у вас возникнет потребность кого-нибудь цензурировать, цензурируйте своих наци. А до того, кто в Праге играет на фортепиано, украинцам нет никакого дела.

Оригинал статьи Йиржи Долежала находится здесь (на чешском языке). А теперь необходимые пояснения к этому тексту. Скандал на театральном фестивале в Брно, который упоминает автор, не имеет к фестивалю «Дворжакова Прага» никакого отношения. 26 мая 2018 года в одном брненском театре был сыгран спектакль ультралевого хорватского режиссёра Оливера Фрлича «Ваше насилие, наше насилие», в котором Иисус Христос насилует мусульманку и происходит масса других вещей подобного рода (например, мусульманка извлекает из вагины чешский национальный флаг). В ряде стран, включая Австрию и Польшу, эта постановка запрещена, но в Чехии художественную цензуру действительно считают недопустимой, поэтому здесь христианским активистам добиться запрета пьесы не удалось. Тогда в дело вступили члены брненского движения «Приличные люди в поддержку семей и спортсменов», состоящего в основном из повзрослевших скинхедов и футбольных фанатов. Они попытались сорвать представление, поднявшись на сцену и загородив зрелище собой. В чешских СМИ произошедшее вызвало бурную реакцию. Местные публицисты разошлись во мнениях относительно того, кто хуже — неприличные хорватские театралы или брненские «приличные люди» из числа уличных бойцов.

Йиржи Долежал, считающий, что брненские «приличные люди» хуже хорватских неприличных театралов, а украинское правительство хуже «приличных людей» — известнейший и в целом мейнстримный чешский публицист, многолетний редактор популярного еженедельника «Reflex» (его полное имя — Jiří X. Doležal, и буква Х не значит в нём ничего, кроме того, что автор непрерывно работает в «Рефлексе» с 1991 года). Йиржи Долежал выглядит и ведёт себя скорее как левак (например, он активно пропагандирует легализацию марихуаны), но занимает скорее правые политические позиции (выступает против афроазиатской миграции, голосует за гражданских демократов и т. д.). И он никогда не был замечен в особых симпатиях к России и русским. Скорее, наоборот. Тем интереснее его ответ на демарш украинского посла. Все привыкли к выступлениям местных прорусских активистов, вплоть до президента Земана, регулярно призывающего отменить санкции и признать Крым российским, а Степана Бандеру называющего массовым убийцей, который вызывает отвращение у любого чеха, но Долежал никогда не был сторонником Земана. На последних выборах он агитировал за Драгоша, а Земана называл «московским окороком», который хочет «превратить Чехию в союзную республику Российской Федерации». Однако стоило украинскому послу выступить против русской пианистки, и Долежал оказался на русской стороне конфликта.

Рудольфинум, в котором проходит ежегодный музыкальный фестиваль «Дворжакова Прага», открылся 7 февраля 1885 года в присутствии австро-венгерского крон-принца Рудольфа, в честь которого и получил своё название. Это великолепное здание в неоренессансном стиле изначально задумывалось как культурный центр, сочетающий музей, галерею и концертную площадку. В 1896 году тут состоялся первый концерт Чешской филармонии. Дирижировал Антонин Дворжак, имя которого впоследствии было присвоено сначала концертному залу Рудольфинума, а потом и международному фестивалю. При Первой республикe в Рудольфинуме разместилось Национальное собрание, и Томаш Гарриг Масарик трижды был избран в этом здании президентом Чехословакии. В наши дни здесь расположились Чешская филармония и галерея Рудольфинум (главным дирижёром Чешской филармонии сейчас является гражданин США и потомственный дирижёр русской школы Семён Бычков; его прадед когда-то был дирижёром Одесской оперы). 19 сентября 2018 года в рамках «Дворжаковoй Праги» в Рудольфинуме выступит пианистка Валентина Лисица. Она исполнит несколько произведений Листа, Шуберта, Равеля и Мусоргского.

Рудольфинум, самая престижная концертная площадка в благословенной Богемии

Валентина Евгеньевна Лисица, уроженка Киева, играет на пианино с трёх лет, а свой первый сольный концерт дала в четыре. Она закончила Киевскую консерваторию, в 1991 году вместе со своим будущим мужем Алексеем Кузнецовым выиграла конкурс «Dranoff International Two Piano Competition» в Майaми и в том же году перебралась в Соединённые Штаты. В ту пору ей было восемнадцать. Не знаю, прожила ли Лисица на Украине после получения этой страной «независимости» хоть один день. Кажется, нет. Её музыкальная карьера на Западе сложилась более чем успешно. Валентина Лисица выступaла в Карнеги-холле в Нью-Йoрке, в Альберт-холле в Лондоне, в Большом концертном зале музыкального общества в Вене. Она играла с симфоническими оркестрами в Польше и в Бразилии, в Южной Корее и в Новой Зеландии. Kанал Лисицы на ютубе собрал в общей сложности свыше 160 миллионов просмотров, что даёт основания считать её самой популярной пианисткой планеты. А ещё она выступала в Донецке и в других освобождённых от украинской власти городах Новороссии, включая находившиеся под обстрелами Горловку и Дебальцево.

В своём твиттере Валентина Лисица называет киевский режим не иначе как нацистским, и не раз публично благодарила Россию за помощь Донбассу в борьбе с бандеровской агрессией. Украинский конгресс Канады обвинил Валентину Евгеньевну в «проведении в соцсетеях долгосрочной кампании, оскорбляющей и унижающей достоинство народа Украины и поддерживающей агрессию России». В апреле 2015 года симфонический оркестр Торонто отменил два концерта с участием Лисицы, объяснив это тем, что она разжигает ненависть к украинцам. В качестве доказательства были представлены семь страниц с её «наиболее оскорбительными» высказываниями в адрес украинской власти. Нидерландская авиакомпания KLM исключила её записи из плей-листа для пассажиров. Живущие в Чехии украинцы начали сбор подписей против участия Лисицы в фестивале «Дворжакова Прага», а 29 мая украинский посол Евгений Перебыйнис опубликовал в чешском интернет-издании Aktuálně.cz призыв отменить её концерт. Ответ Йиржи Долежала на выступление Перебыйниса последовал 1 июня. У меня уже тогда возникло желание написать эту статью, но я решил некоторое время подождать и посмотреть, получит ли ситуация развитие.

Не получила. Насколько я знаю, чешские официальные лица вообще не заметили выступления Перебыйниса. Директор фестиваля «Дворжакова Прага» Марек Врабец ответил фразой, в которой недоумение смешалось с иронией: «Помимо Валентины Лисицы на фестивале выступят десятки людей искусства со всего мира, и у некоторых из них наверняка весьма интересные политические взгляды, но предметом нашего интереса они не являются; думаю, что они не интересуют и нашу публику». Так что Йиржи Долежал остался практически единственным чехом, который отнёсся к усилиям украинской дипломатии сколько-нибудь серьёзно (хотя, возможно, ему просто была нужна тема для заметки). И если Долежала впечатлила дерзость заявления Перебыйниса, то моё внимание привлекла скорее его неуместность. Я понимаю, что человек родился в Тирасполе, я понимаю, что он находится на службе у самого несуразного из постсоветских государств, я понимаю, что наибольшей славы в своей жизни он достиг, заявив, что русские не являются коренным народом Украины… но всему же есть предел. Чтобы вести себя, как Перебыйнис, нужно абсолютно не понимать, где находишься, кого представляешь, о ком говоришь и к кому обращаешься.

У чехов есть три устойчивые представления: 1) украинцы — это скорее социальная, нежели национальная категория; 2) всё, что Россия делает на Украине — более-менее внутреннее дело России; 3) русские — великая нация вообще и носители великой культуры в частности. Кстати, чехи никогда не сравнивают русских и украинцев. Они не сравнивают русских вообще ни с кем, кроме американцев. Свежайший пример — опрос общественного мнения, проведённый к 50-летию оккупации Чехословакии войсками стран Варшавского договора: «Какая страна более агрессивна — Россия или Америка?» (Результат: Россия — 26%, Америка — 23%, Россия и Америка одинаково агрессивны — 51%). Это реальность, данная чехам в ощущениях и подтверждаемая каждый день. Например, если вы наберёте в чешском гугле слово ukrajinci, он выдаст вам целый список подсказок — «украинцы на работу», «украинцы на стройку» и т. д., а на той же «Дворжаковой Праге» перед Валентиной Лисицей выступали и Дмитрий Хворостовский, и Евгений Кисин (он будет там и в этом году). Что касается украинской культурной жизни в Чехии, то при подготовке этого материала я честно пытался обнаружить её следы — просматривал сайты украинской диаспоры и т. д. Не нашёл ничего, кроме нескольких шествий сo знамёнами групп из 20–30 человек, включая 5 или 6 в вышиванках, в день независимости и в день национальнoгo флага, а также призывов к бойкоту чемпионата мира по футболу. Зато на сайте украинского посольства мне по ходу дела попалось дивное украинское слово — дипустан. Так теперь на этом замечательном и постоянно меняющемся языке называется дипучреждение. Не шучу.

Разумеется, всё вышесказанное не означает, что украинцы испытывают в Чехии какой-либо дискомфорт. На индивидуальном уровне у них всё хорошо, они могут дружить с чехами, интегрироваться в чешское общество и делать карьеры в чешских фирмах. Но как общность они воспринимаются чехами только в качестве гастарбайтеров (например, когда Евросоюз пытался ввести квоты на распределение мигрантов, чешские политики неизменно отвечали: «Арабы нам не нужны, мы свою квоту возьмём только в украинцах»; я не преувеличиваю, это буквальное воспроизведение чешской формулировки). И вот человек из дипустана, представляющий страну гастарбайтеров, решил указывать, кому играть, а кому не играть в Рудольфинуме. Большей глупости и вообразить невозможно. В принципе, Перебыйнису повезло, что на него почти не обратили внимание. Могли бы ответить и более жёстко, чем ответил Долежал. Разумеется, концерт Валентины Лисицы состоится. Разумеется, будет аншлаг. В начале июня, когда эта история только начиналась, я подумал, не сходить ли мне на выступление Валентины Евгеньевны. И понял, что опоздал. За три с половиной месяца до концерта партер был полностью распродан, свободными оставались только места на галёрке и за сценой (на Кисина уже не было и этого). Поэтому если кого-то из вас заинтересовала программа «Дворжаковой Праги», мне остаётся лишь принести свои извинения за то, что я заговорил об этом фестивале так поздно. Но это не повод огорчaться. «Дворжакова Прага» проводится ежегодно. И там всегда выступают прекрасные музыканты со всего мира. Включая русских, разумеется.

Валентина Лисица исполняет третью часть «Лунной сонаты» Бетховена

Если вам понравилась эта статья, поддержите «Спутник и Погром» прямым денежным переводом:

Bitcoin: 1GwGDnUAU1iRubgXhmwmk57QdkYTi5Jso5

Ethereum: 0xfB4578520524ad9aBAc3181Cb1f134Df2A3aA510