Я долго думал, что что-то надо написать про 26 марта, но всё было не то.
Все разговоры про то, как «вышло новое поколение», я считаю по большей части ерундой. Вышло всё то же самое, что и выходило. Людям лет хотя бы двадцати во время событий в Донбассе было 17, во время Болотной — 15. В этом возрасте не играют в куклы и машинки, а достаточно живо интересуются окружающей действительностью, в том числе политикой (или не интересуются, но не потому, что не доросли, а просто пофигу). Думаю, добрая половина текстов про «школоту» написана с целью либо выбить очередные гранты на патриотическое воспитание молодёжи, либо напугать домохозяек в стиле «ваших неразумных детишек тащат на мутные мероприятия агенты западных разведок». Дальше остальные впечатлились, и пошла писать губерния.
Это во-первых, а во-вторых полиция, ОМОН и прочие внутренние войска — они все возрастом тоже до тридцати. Не ветераны же Афганистана и Чечни винтили протестующих. Это ровно такая же «молодёжь», просто в силовые ведомства берут физически крепких пацанов, плюс опасные ментовские шмотки добавляют им брутальности и маскулинности. Через что кажется, что это типа такие взрослые здоровые мужики. И «после армейки пойти в ОМОН» — это тоже вполне себе гражданская позиция. Причём учитывая численность всех этих бесконечных силовиков — позиция, присущая весьма значительной части того самого молодого поколения. Об этом не принято говорить, но это так.
Об остальном нечего и рассуждать. Всё давно понятно и про ультракоррупцию, и про суть нынешнего политического режима, и, честно говоря, про политические перспективы Алексея Анатольевича. Тем не менее сказать что-то надо, и я решил сказать что-то достаточно личное. Вдруг кому пригодится. «Гонзо-аналитика».
В 2014 году я пришёл на тот сайт, который вы читаете. Через месяц начался Крым, потом война, и я абсолютно чётко понимал, зачем я делаю «это всё». Я понимал, зачем я пишу текст на 25К знаков с айфона, сидя в Невском Экспрессе, чтоб успеть отправить его до вечера (не самое изысканное удовольствие набирать на Айфоне в заметках текст на 25К знаков, выполнено профессионалом, не пытайтесь повторить). Я понимал, зачем я читаю 13 украинских учебников на украинском языке. Я понимал, зачем я в спешке регистрирую электронные кошельки для переводов на гуманитарку, не успевая их верифицировать и потом производя какие-то изысканные кульбиты с выводом и обналичкой присланных денег. Я понимал, почему сижу за городом и отдыхаю в приятной компании, и вдруг мне надо отойти и срочно написать про что-то там, потому что это надо прям щас ставить. И я покидаю компанию на полтора часа, а потом ещё и бегаю и судорожно ищу «триджи», пока остальные сидят бухают. Вы бухали в приятной компании верных друзей и прекрасных женщин? Ночь, костёр, хорошие напитки, свежий воздух, купаться. Хотелось вам в этот момент писать буквы, а потом ходить по участку и как мудак искать, где ловит «триджи»? Мне — да.
Мне было совершенно ясно, для чего, почему и зачем всё происходит. Разумеется, я осознавал, что светлый образ ополчения во главе с белогвардейским романтиком Стрелковым — во многом пропагандистская картинка. Созданная в том числе и мною. Что реальность не во всём, но кое в чём от этой картинки отличается. Что в Славянске нет той прекрасной Вандеи, которую нам всем хотелось бы там видеть. Но я знал, что делаю всё правильно и что делать это нужно. Хотя бы чтоб той самой Вандеи стало чуточку больше.
И в качестве вишенки на торте — я понимал, зачем я еду через украинскую границу по степи мимо грохочущей артиллерии в олдовой полноприводной «Газели», гружёной лекарствами, в бронежилете и с дымовой шашкой в боковом кармане. Меня могло убить, покалечить, я мог попасть в украинский плен. Я боялся. Я видел кадры с погибшими журналистами и гуманитарщиками (это потом все привыкнут, а тогда оно воспринималось совсем иначе, «не лезь, она тебя сожрёт»). И я неподдельно охуевал от того, куда вообще полез — можете перечитать.
Но у меня ни на секунду не возникло мысли, что я прямо сейчас творю какую-то беспросветно тупую хуйню вообще непонятно для чего.
И именно поэтому
Которым моё задержание нафиг не нужно, что совершенно отчётливо написано на их отсутствующих лицах. Как и я сам нафиг не нужен на этом митинге. Просто у них разнарядка такая и инструкция.
Зато потом есть риск, что меня занесут в базу каких-нибудь оппозиционных активистов (не говоря об уголовке, первые дела уже пошли) и будут периодически изводить столь же бесполезными судами, проверками, допросами, профилактическими беседами и прочей совершенно тленной хуйнёй, которая никому ещё не приносила в жизни счастья и удовольствия. Ни тем, кто задерживает. Ни тем, кто допрашивает. Ни тем, кто беседует. Ни тем, кого и с кем. Вообще никому ничего этого не надо.
— За что задержали?
— Прост…
— За что судят?
— Хз…
— За что закрыли?
— Ну это как бы игра такая. Тебе надо выйти. Им надо тебя закрыть.
— А зачем?
— Всем похуй.
Спору нет — Навальный хотя бы выглядит как нормальный человек, а не как все эти начальственные жабы, очевидно принадлежащие к другому биологическому виду и спущенные с иной планеты (я вижу её довольно мерзкой), чтоб тут руководить. Хочется уже чего-то посвежее, и вот оно. Встречи с избирателями, человеческая речь, кампания по западным стандартам — всё это смотрится не просто выигрышно, а как свет в конце тоннеля. Особенно на фоне прямых линий и правительственного официоза. Навальный умеет вдохновлять, умеет работать и обладает харизмой.
Как публичный политик в России он первый с большим отрывом, в этом смысле действительно «если не Навальный, то кот». Больше нет никого.
В том числе (если не в первую очередь) среди, простите, националистов. Гиркин как-то деланно отказывался дебатировать с Алексеем, хотя невооружённым взглядом видно, что он ему тупо сольёт и будет выглядеть посмешищем. Это всё равно что организовывать рэп-батл между Оксимироном и Геннадием Зюгановым.
Кстати, как ни парадоксально — в этом у Навального есть проблема. Он проповедует обращённым, а когда дебатировал (на выборах мэра Москвы), то всегда с какими-то посредственностями. В принципе на сегодняшний день нет человека, который мог бы ему содержательно возражать.
Но вообще дело не в этом. Вся «оппозиционная активность» — от начала и до конца полная лажа по одной простой причине.
Всё, что говорит Алексей Навальный, всем понятно и так. А то мы не знали, что в РФ воруют и отправляют наворованное за рубеж. Упоротые тётки и бомжеватые мужички из НОД не считаются — эти люди находятся по ту сторону цивилизации, способны увидеть руку госдепа в средствах для мытья посуды и нуждаются в опеке врача. А все остальные про нашу систему всё понимают. Любой русский ребёнок освоится на хлебной должности за пять минут. Организует нужные схемы, занесёт куда надо, увидит, где его интерес.
Но никакой «борьбы с коррупцией» нет, потому что никто за борьбу с коррупцией не поедет через границу мимо артиллерии противника (не говоря о большем). Никто даже не будет кидаться на ОМОН и ВВ. Этого никому и не хочется (и слава богу). И получается, что основной результат деятельности Навального — это «подарить надежду». Больше ничего. «Нас много, да мы сейчас как навалимся, и всё будет, наконец, по-человечески».
Но надежда не сворачивает горы. Сама по себе она пассивное чувство. Горы сворачивает идеал, однако Навальный не предлагает никаких идеалов. Его речи и ответы очень точны и прагматичны, но если не считать мести за брата, в них нет того самого «I have a dream». Того «I have a dream», которое заставляет людей ехать туда, где по тебе могут пиздануть из танка. Туда, откуда можно вернуться без конечностей с кривой башкой и умолять близких накормить тебя мышьяком. Или не вернуться вообще. Туда, где можно попасть к бухим кретинам из батальона «Айдар», которые сломают тебя до состояния ничтожества и искалечат ради собственной забавы. Туда, где за тобой по пятам ходит смерть, но ты её рот ебал, потому что have a dream.
Мне возразят, что никакие идеалы не нужны, идейные только наломают дров со своими dream. Я не против, но если нет идеалов — значит, должны быть интересы. Интереса же поддерживать всю эту «движуху» лично я не вижу тоже. Это пусть патентованные публицисты мозги пудрят, что политическая конкуренция появится, хорошие партии разрешат, суды вдруг сделаются независимыми, бла-бла-бла. Начинать надо не с общегосударственных абстракций, а с себя лично. Лично же я не понимаю, что конкретно для меня изменится «при Навальном». Предельно упрощая: есть смысл идти на большие риски, чтобы у тебя была 88-метровая яхта. Но нет смысла идти даже на минимальные риски, чтобы 88-метровой яхты не было у Игоря Сечина.
О том, как деньги с отобранной яхты пойдут на строительство дорог в Ярославской губернии — это на ночь детям такое рассказывайте. Как и про минимальную зарплату в 25К, а среднюю в 100. Если в час — то ещё ок, есть над чем подумать, а так чему тут особо радоваться. Можно и при Путине столько зарабатывать, и даже сильно больше: было бы желание.
Ельцин и компания говорили чётко: устроим капитализм, кто сможет поднимется, будет куча возможностей для бизнеса, через это (кто не хочет в бизнес) нормальные зарплаты, потому что рыночек порешает. Плюс жизненные стандарты, как на Западе, и вообще сто путей, сто дорог, а не вот эта вот поебень. Безотносительно честности — предложение совершенно понятное и разумное. Кстати, во многом так и вышло (ну, наполовину точно).
А что говорит Алексей Анатольевич? «Разоблачим жуликов, посадим их, отнимем награбленное и заживём». Это смешно. Ты разоблачишь, ты посадишь, ты отнимешь — ок. Но тогда ты и заживёшь. Я-то при чём? Ты из альтруизма мне прибавку к гонорарам организуешь, что ли? Или отберёшь у жуликов и воров триллион долларов, а потом такой на вершине власти скажешь соратникам «ребята, а вот есть такой Андрей Никитин, он клёвый, давайте ему ну хоть 100К грина отстегнём, а то он нас так поддерживал, так переживал, всю парадную испестрил флаерами»? Ебать, да ты ещё про «земля крестьянам, фабрики рабочим» расскажи.
Или «прозрачность власти» наступит и это вот всё? Так она и сейчас прозрачна — все данные расследований взяты из открытых источников, ничего особо и не скрывается. И что толку? КАК вы заставите на 95% тех же самых (!) чиновников, ментов, судей, прокуроров и прочих людей «честно работать»? Проповедями в ютьюбе?
Я говорил это в 2011-м, когда вокруг меня каждый первый спрашивал, чего я не хожу на Болотную, когда они там все жулики (при этом добрая половина этих людей зарабатывала тысяч по 10 долларов минимум, и отнюдь не в белую, и совершенно не гнушаясь каких-либо откатов). Я это тем более говорю сейчас, после событий 2014-го. Навальный выводит людей на площади с явным прицелом использовать толпу как аргумент в переговорном процессе: «Эти сто тысяч никуда не уйдут». Но чтобы человек никуда не ушёл — он должен либо пойти на принцип (а принципов не предлагается, «давайте не врать и не воровать» — это абстракция) либо отчётливо понимать, какие ништяки ему сулит победа и за что он рискует.
Ничего этого нет и близко, поэтому
Не говоря о том, что в случае победы все эти оппозиционные лидеры скорее всего даже забудут устроить что-нибудь вроде амнистии осуждённым за предыдущие митинги, занявшись вещами куда более прозаическими (яхта Сечина и т. п.). Каким боком тут я — абсолютно неясно. Подставьте себя вместо меня и сами решите, надо вам это всё или нет. Но «я бы не стал». Во всяком случае пока.