21 августа 1968 года советские войска при поддержке ряда стран–участниц Варшавского договора входят в Чехословакию. Основанием для этого стала попытка «реставрации в Чехословакии буржуазного государства», как утверждалось в СССР. Причем помимо советской стороны крупные силы в Чехословакию отрядили немцы, поляки и венгры. Румыны и албанцы не поддержали ввод войск, а Албания даже вышла из ОВД.
Пришедший к власти в самом начале 1968 года Дубчек сразу же провозгласил политику «социализма с человеческим лицом». Эта политика предполагала отмену самых дурацких принципов советской системы типа запрета на свободное передвижение, государственного контроля за всеми сферами деятельности, запрета на свободу слова и т. п. вещей. Хотя в Чехословакии в принципе была гораздо более мягкая и либеральная система, чем в СССР, тем не менее чехи к таким вещам были не очень привычны, а жестоких репрессий, призванных уничтожить несогласных, там не проводилось. Поэтому политика Дубчека нашла широкий отклик у местных и пошла на ура.
Чехи разрешили общественную деятельность, ввели рабочее самоуправление, предприняли попытки отменить однопартийную систему, в общем, сделали совершенно логичные вещи, которые когда-то и обещал европейский социализм, но которые в силу патологий советских лидеров были строжайше запрещены с первых же дней существования Союза.
В СССР до ужаса перепугались — Чехословакия была стратегически важна в военной системе стран Варшавского договора, и в блоке опасались даже отдаленного намека на нелояльность чехов, которые, правда, не собирались отказываться от социализма. Дубчеку отправили черную метку через Яноша Кадара, лидера Венгрии, который приехал к нему и сказал, что пора бы сворачивать всю ту кашу, которую он заварил, или последствия будут самыми серьезными. Кроме того, к Дубчеку приезжал и командующий силами ОВД Якубовский, который намекал ему, что уже разработан план вторжения в Чехословакию, одумайся, парень.
Однако Дубчек намеков либо не заметил, либо не принял всерьез (а что такого, от социализма же не отказываемся). В итоге в Москве было принято решение действовать. По плану, часть лидеров КПЧ, противостоявших Дубчеку, должна была объявить о полной поддержке вторжения и осудить действия секретаря, однако план сорвался — в последний момент несколько человек, уже при начавшемся вторжении, отказались следовать инструкциям. В итоге вся верхушка КПЧ была фактически арестована и вывезена в Москву. Там их принудили к подписанию согласия в том, что их курс был ошибочным и губительным для страны — в обмен на вывод войск.
Они согласились, и уже в середине сентября войска были выведены. При этом Дубчек продолжал оставаться у власти до 1969 года, когда новым главой КПЧ стал Гусак. Ввод войск в Чехословакию не нашел понимания даже у самых лояльных аппаратчиков из верхушки КПЧ, поэтому Москве пришлось осторожно договариваться. Во много благодаря этому никаких серьезных репрессий в стране не было, а Дубчека не судили, а лишь отправили в почетную ссылку — сначала послом в Турцию, а потом главным лесником в Словакию.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг