17 сентября 1939 года начался т.н. Польский поход РККА — вторжение Красной Армии в восточную Польшу в рамках раздела сфер влияния, очерченных пактом Молотова и Риббентропа.
После того как 1 сентября Германия вторглась в Польшу, Сталин по коминтерновской линии велел коммунистам не поддерживать Польшу в этой войне и продолжать бороться с правительствами капиталистических стран. Примерно через неделю после немецкого вторжения СССР начал проводить подготовку к захвату восточной части Польши, которая, согласно недавно заключенному договору с немцами, переходила в сферу интересов советской стороны.
Однако с вторжением в Польшу никто не спешил. Если бы Сталин сделал это в первые дни, ему было бы уже не отмыться от обвинений в агрессии, поэтому очень важно было дождаться, когда немцы захватят Варшаву и Польша практически прекратит существование. После падения польской столицы уже были возможности для дипломатических маневров. Например, сказать, что польское государство прекратило свое существование и в целях защиты украинского и белорусского населения Польши были заняты территории, которые они населяли.
17 сентября советские войска перешли польскую границу. К этому моменту Варшава была окружена немецкими войсками без каких-либо шансов на успех обороняющейся стороны, значительная часть польских сил была разбита, а правительство эвакуировалось во Францию. В советской пропаганде обыгрывался мотив помощи братским украинскому и белорусскому народам в условиях хаоса, созданного некомпетентностью польского правительства и фактического прекращения существования польского государства. С подобной речью к советским трудящимся обратился по радио Молотов. В похожих тонах была выдержана и нота, которую советская сторона передала польскому послу вместо объявления войны.
К концу сентября, когда Польша окончательно прекратила существование, обе стороны принялись договариваться о проведении новой демаркационной линии. Ситуацию решили следующим образом: земли, населенные этническими поляками, оставались за Германией, а украинцами и белорусами — за СССР. Если кто-то из них жил на территории другой страны, он насильно переселялся. То есть поляки с советских территорий выселялись в немецкую Польшу, а украинцы с немецкой Польши — в СССР.
Боевые потери в рамках этой кампании были незначительны. Советская сторона потеряла около тысячи человек. Почти полмиллиона военнослужащих польской армии оказались в советском плену. Большая их часть вскоре была распущена по домам, за исключением офицеров, жандармов и полицейских, которые по советским понятиям считались цепными псами капитализма, поэтому их держали в плену дольше, а некоторую часть из них позднее расстреляли в Катынском лесу.
Раздел Польши. Справа — территории, занятые советскими войсками, слева — немецкими
Хотя в настоящее время весьма распространено заблуждение, что в советские времена факт Польского похода всячески скрывался, это совсем не так. Скрывался только секретный протокол к пакту Молотова-Риббентропа о разделе сфер влияния. Но государству же надо было как-то объяснить, откуда взялись новые территории. Польский поход никогда не скрывался, просто он подавался в пропаганде и более позднее историографии как бы невзначай, как некое незначительное событие, освобождение украинцев и белорусов от гнета польских помещиков в условиях распада государства. Даже был оперативно снят пропагандистский документальный фильм «Освобождение», над которым работал штатный советский кинопропагандист Довженко, о том, как плохо жилось трудящимся в панской Польше и как хорошо им зажилось в советских колхозах. Но достаточно быстро его сняли с проката.
Что касается учебников, то в них без излишних подробностей сообщалось, что был некий освободительный поход, который освободил братские народы и восстановил справедливость.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг