11 января 1929 года в Москве был убит Яков Слащёв — один из самых знаменитых белых генералов и один из немногих, кто после окончания Гражданской войны отказался от продолжения войны и вернулся в Советскую Россию, воспользовавшись амнистией.
Слащёв родился в 1886 году. Он происходил из дворянского рода потомственных военных, хотя в учебе особых талантов не продемонстрировал и после окончания Николаевской военной академии из-за невысокого среднего балла не был приписан к Генеральному штабу, как это происходило с лучшими учениками.
Тем не менее Слащёв обладал выдающейся личной храбростью и как боевой офицер демонстрировал впечатляющие успехи. На русско-японскую войну он не попал в силу молодости и учебы, по окончании которой он работал преподавателем в Пажеском корпусе. Зато Слащёв участвовал в Первой мировой войне, начав с командования ротой. Причем он неоднократно лично водил роту в атаку, за что удостоился ордена Святого Георгия и наградного Георгиевского оружия. Поскольку Слащёв лично участвовал в боевых действиях наравне с подчиненными, он неоднократно был ранен: только в годы Мировой войны он получил как минимум два ранения и несколько контузий. В дальнейшем это привело к пагубному пристрастию Слащёва — увлечению кокаином, от которого он стал зависим после одного из ранений.
К моменту Февральской революции Яков Слащёв находился в чине полковника. Летом 1917 года Слащёв был назначен командиром Московского лейб-гвардии полка, таким образом став последним командиром в его истории, так как после Октябрьской революции все гвардейские полки были окончательно расформированы.
Новую революцию Слащёв не принял и уехал на Дон, где примкнул к зарождавшейся Добровольческой армии. Поначалу он был лишь начальником штаба в отряде Шкуро, но в дальнейшем получил в командование отдельные отряды и начал восхождение по карьерной лестнице, став сначала генерал-майором, а затем и генерал-лейтенантом.
Но по-настоящему Якова Александровича прославила оборона Крыма. Силы были слишком уж неравны: горстка белых против огромной РККА, имевшей подавляющее преимущество не только в количестве солдат, но и в технике, и в вооружении. Тем не менее Слащёв, который фактически руководил обороной Крыма, на протяжении нескольких месяцев сдерживал натиск атакующих сил.
По старой привычке он продолжал лично участвовать в перестрелках и ходить в бой, в результате чего получил еще несколько ранений уже в годы Гражданской войны. После очередного ранения он «подсел» на морфий и кокаин. В последние месяцы обороны Крыма Слащёв разругался со всеми, включая Врангеля, и в эмиграции в Константинополе не мог найти себе нормального занятия, ведя нищенский образ жизни.
После года такой жизни Слащёв решил воспользоваться объявленной в РСФСР амнистией и договорился с советской стороной о беспрепятственном возвращении вместе с группой своих сторонников. В СССР тогда были большие проблемы с военной тактикой, поскольку большая часть офицерского корпуса старой армии либо эмигрировала, либо погибла, либо отказывалась сотрудничать. Но даже если они шли на сотрудничество, им не очень доверяли и старались замещать командные должности в РККА своими кадрами. Но и эти кадры где-то надо было учить.
С этой целью были организованы курсы комсостава «Выстрел», преподавателем которых устроился Слащёв. Он также неоднократно обращался к былым соратникам с воззваниями, призывая возвращаться в Советскую Россию. Кроме того, Слащёв был достаточно плодовитым автором и успел опубликовать несколько трудов по теории военного дела и даже книгу мемуаров, посвященную обороне Крыма.
11 января 1929 года, на следующий день после своего 43-го дня рождения, Слащёв был убит в своей квартире Лазарем Коленбергом, который заявил, что отомстил за смерть брата, якобы казненного в годы Гражданской войны красного подпольщика. Коленберг был признан невменяемым и отпущен, а дело об убийстве Слащёва закрыто, что породило различные конспирологические версии, в частности, что именно с этого убийства началась зачистка оставшихся в России белых и царских офицеров.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг