23 января 1931 года умерла Анна Павлова — самая знаменитая русская балерина первой половины ХХ века. В немалой степени именно Павлова прославила русский балет и сделала его одним из мировых культурных брендов.
Павлова родилась в феврале 1881 года в пригороде Санкт-Петербурга. Имя ее настоящего отца до сих пор остается предметом споров. По одной версии, отцом великой танцовщицы был отставной солдат Преображенского полка Матвей Павлов. Другие исследователи предполагают, что Павлова — внебрачная дочь Лазаря Полякова из влиятельного на рубеже XIX и XX веков клана Поляковых, богатых предпринимателей. Мать балерины работала у негоцианта горничной. Не добавляет ясности и отчество: в одних источниках Анна Павловна, в других Анна Матвеевна, в третьих — Анна Лазаревна.
Так или иначе, мать воспитывала девочку одна. По тем временам непосильная задача — женщины редко имели профессию, позволявшую содержать себя и детей. Когда Анне исполнилось 8 или 9 лет, мать в качестве подарка отвела ее в Мариинский театр на «Спящую красавицу». С тех пор Павлова заболела балетом.
В 10 лет ее приняли на балетное отделение в Петербургское театральное училище. Талантливые дети учились бесплатно, и к тому же получали полный пансион — жильё и содержание. Павлова выпустилась первой в группе, и вскоре её пригласили в Мариинский театр.
Семь лет ей понадобилось на то, чтобы стать примой-балериной Мариинки и сделаться одной из главных звезд балета в Российской Империи. В 1907 году балетмейстер Михаил Фокин (в будущем герой дягилевских «Русских сезонов») поставил для Павловой балетный номер «Лебедь», позднее также ставший известным как «Умирающий лебедь».
«Лебедь» стал для русского балета тем же, чем шекспировский «Гамлет» для британской драматургии — эталоном, выдающимся брендом и визитной карточкой, узнаваемой во всем мире. А образ «Лебедя», один из главных в карьере Павловой, пользовался огромной популярностью.
В 1909 году выдающийся русский культурный агент Сергей Дягилев впервые решил познакомить Европу с русским балетом. Прежде Дягилев уже вывозил в Париж художников и композиторов. Так начались «Русские сезоны», которые произвели, без преувеличения, фурор сначала в Европе, а затем и Америке, и принесли русской балетной школе немеркнущую славу.
На первый сезон Дягилев собрал самую звездную труппу, пригласив почти всех лучших исполнителей и постановщиков из мира русского балета. Главной примой «Русских сезонов» стала Анна Павлова. «Сезоны» превратили её из национальной звезды в мировую.
Сразу же после окончания гастролей Павловой предложили контракт в Метрополитен-опере. Вскоре, поработав в Лондоне, она собрала собственную балетную труппу и гастролировала с ней по миру, не завися ни от кого. К Дягилеву балерина не вернулась — больше не хотела быть только частью труппы. Ходили слухи, что она ревнует публику к Вацлаву Нижинскому — тот блистал так ярко, что затмевал на сцене даже великую Павлову. С Нижинским действительно соглашалась работать не каждая прима.
Потом началась Первая мировая, случилась революция — балерина так и не вернулась на родину. Она обосновалась в Лондоне и объездила с гастролями весь мир — Европа, Америка, Индия, Австралия. Двадцатые годы стали временем её расцвета: мир охватила настоящая павловомания — в честь звезды называли духи, пирожные и даже сорта роз и тюльпанов.
Павлова умерла в Голландии 21 января 1931 года, в 49, во время гастролей — репетировала в холодном зале и заболела пневмонией. Наследницей ее шикарного поместья стала ее мать. Имя Анны Павловой на протяжении 17 лет носил один из самолетов голландской авиакомпании KLM, списанный в 2012 году.
Также читайте: Русские сезоны Дягилева
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг