4 февраля 1921 года отряд под командованием барона Унгерна отбил монгольскую столицу, город Урга, у китайских войск. Это стало самым большим успехом Унгерна и немало способствовало превращению его в легенду.
В Монголии отряд Унгерна оказался после неудач Белого движения в Сибири. Азиатская дивизия самовольно ушла из Даурии. Следом барон увел своих людей в Монголию. Урга, которая до революции была де-факто российским протекторатом, находилась уже под контролем китайского гарнизона, а духовный лидер страны Богдо-гэгэн VIII попал под домашний арест.
Урга тогда представляла собой небольшой поселок. Китайцы не очень хотели по-настоящему воевать. Всего лишь полуторатысячный отряд Унгерна освободил город от значительно превосходящих китайских сил: 500 китайцев пленили, остальные бежали.
Унгерн восстановил Богдо-гэгэна на троне и получил из его рук высокий титул дархан-хошой-чин-вана. Никакой власти в Монголии Унгерн не имел, но обладал некоторым влиянием на Богдо-гэгэна. Так родился миф о бароне Унгерне: из него начали лепить какого-то бога войны, чуть ли не буддиста, который собирался при помощи азиатов поработить Европу под властью желтого хана. В итоге Унгерн стал чуть ли не главным персонажем Гражданской войны.
В действительности все это очень преувеличено. Унгерн практически не сыграл серьезной роли в войне на территории России. Его знаменитая азиатская дивизия — небольшой военный отряд на полторы — две тысячи человек. На пике успеха, уже после взятия Урги, ее численность достигла 3,5 тысячи. Русские основном занимали офицерские должности (никогда не было больше 500 человек), а солдатами были буряты и монголы.
Столь незначительная сила не могла повлиять на ход войны в России. Во время зимнего наступления красных в Сибири Унгерн просто ушел с отрядом в Монголию, где пополнил ряды за счет местных жителей.
Унгерн также подчинил себе некоторые самостоятельные отряды белых, ушедшие в Монголию. С наступлением лета 1921 года барон рассчитывал провести по Забайкалью партизанский рейд, заодно пополнив свою дивизию. Но превосходство красных оказалось подавляющим, местные жители также не проявили большого желания служить Унгерну. Чтобы не попасть в окружение, он начал отступление в Монголию.
В связи с этим между Унгерном и войсками возник конфликт. Офицеры давно уже были недовольны жестокостью и самоуправством барона и настаивали на уходе в Маньчжурию, считая дальнейшую борьбу бессмысленной. Азиаты также волновались.
В итоге офицеры ушли, а монголы, которых Унгерн пытался отправить в погоню, арестовали его и связали. Через несколько дней красный отряд наткнулся на остатки дивизии со связанным бароном, которого они передали большевикам. Унгерна судили показательным судом (обвинителем стал будущий главный советский безбожник Емельян Ярославский) и расстреляли.
Почему Унгерна мифологизировали? Все данные о нем известны со слов двух источников. Либо это выжившие офицеры, которые от Унгерна отреклись, либо книга польского авантюриста Фердинанда Оссендовского, сопровождавшего Унгерна и позднее опубликовавшего в Европе фантастические мемуары. После распада СССР книга попала в Россию и оказала огромное влияние на формирование легенды о кровавом бароне. Живым богом монголы Унгерна не считали и никакой великой буддийской империи от Лиссабона до Владивостока он создавать не собирался. Но в 90-е годы историю подхватили авторы стиля фолк-хистори. И Унгерн, один из сотен командиров самодеятельных отрядов на территории революционной России, превратился едва ли не в вожака Белого движения.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг