29 июня 1957 года Никита Хрущев совершил небольшой государственный переворот, окончательно избавившись от конкурентов Маленкова, Молотова и Кагановича и перейдя к единоличному управлению страной.
После смерти Сталина в 1953 году партия коммунистов перешла к коллективному управлению. Нового генерального секретаря решили не выбирать, сталинское окружение забрало портфели в соответствии со своими интересами. Берия стал главой вновь объединенных госбезопасности и внутренних дел. Молотов вновь возглавил Министерство иностранных дел, как и до своей опалы. Булганин опять стал министром обороны, как при Сталине. Маленков резко пошел на повышение и де-юре стал главой государства, возглавив Совет Министров. Хрущев получил пост одного из секретарей ЦК. И после того как сохранявший пост секретаря ЦК Маленков отказался от кресла, влияние Хрущева резко выросло, и Никита стал самым высокопоставленным в секретариате и полуофициальным лидером партии.
Объединившие усилия Маленков, Хрущев и Булганин сообща свергли Берию при помощи военных. Спецслужбы были переподчинены партии и перестали быть угрозой. На протяжении полутора лет первым лицом в стране оставался Маленков, хотя и позиции Хрущева были довольно сильны, особенно после того, как Маленков лишил партийных привилегий и бонусов средний и низовой аппарат партии в рамках борьбы с бюрократией. Этот шаг оттолкнул большинство партийной номенклатуры от Маленкова и превратил Хрущева в лидера «партии обиженных».
Заручившись поддержкой региональной номенклатуры, а также среднего партийного звена, Хрущев в январе 1955 года добился смещения Маленкова с поста первого человека в государстве. При этом Маленков пока еще остался в президиуме (Политбюро). Хрущев еще в сентябре 1953 при поддержке Булганина вернул пост первого секретаря, однако формально уступал пальму первенства Маленкову и демонстративно не претендовал на государственное лидерство до поры до времени.
После свержения вокруг Маленков стала сосредотачиваться группа недовольных из старой сталинской гвардии, которые считали, что выскочка Хрущев не по чину себе взял и вообще после смерти Сталина договаривались управлять страной коллективно, а Никита все подминает под себя.
Маленков, Молотов и Каганович также с тревогой взирали на проведенное в 1956 году развенчание культа личности Сталина. И не потому, что боготворили Иосифа, а потому, что сыгравший на опережение Хрущев автоматически выводил себя из-под ответственности за репрессии, косвенно делая виновными как раз Молотова и остальных.
Так появилась т. н. антипартийная группа. 18 июня 1957 года на заседании Президиума коллеги нанесли Хрущеву решающий удар — даже прежде лояльный Хрущеву Булганин заколебался и формально встал на сторону заговорщиков. Булганин же по настоянию врагов Никиты вел заседание вместо Хрущева.
Президиум по предложению Маленкова проголосовал по вопросу о смещении Хрущева с поста первого секретаря и упразднении должности. Хрущев потерпел сокрушительное поражение, Никиту поддержали только Суслов, Микоян и Кириченко, тогда как за смещение проголосовали 8 членов Президиума.
Однако Хрущев начал настаивать на пленуме ЦК. Заговорщики же не могли реализовать силовой сценарий как в случае с Берией, поскольку и КГБ, и армия были лояльны лично Хрущеву благодаря Серову и Жукову.
В итоге заседание затянулось. А на следующий день в Москву было экстренно переброшено около 100 человек — первые секретари обкомов, члены ЦК. Визитеры буквально сорвали обсуждение вопроса об отставке Хрущева, перехватив инициативу. Быстро удалось доставить друзей Хрущева в Москву, поскольку армия выделила самолеты для экстренной переброски.
Пленум затянулся на несколько дней. За это время триумфаторы превратились в побежденных и разгромленных, абсолютное большинство секретарей ЦК, в отличие от членов Президиума, поддерживало Хрущева. Суслову удалось перевести конфликт в другое русло, будто бы антипартийная группа выступает не против ошибок Хрущева на посту лидера, а против курса на десталинизацию. Кроме того, на Пленуме было озвучено, что некоторые члены группы несут ответственность за сталинские репрессии.
29 июня состоялся последний день Президиума. Еще несколько дней назад балансировавший на грани Хрущев теперь был абсолютным триумфатором. Решением Пленума самые ярые противники Хрущева были выведены из состава Президиума и заменены лояльными лицами. Молотова отправили на третьестепенную должность посла в Монголии, Маленкова направили руководить электростанцией в Казахстане, а Кагановича — директором завода в Асбесте.
Все были обвинены не в попытке смещения Хрущева, а в выступлении против партийной линии и искажении марксизма-ленинизма. Хрущев остался единоличным лидером государства на следующие семь лет и был свергнут только в 1964 году, причем ключевую роль в перевороте играл оказавший поддержку на Пленуме Леонид Брежнев.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг