13 октября 2013 года произошли массовые протесты в Западном Бирюлево, ставшие одним из самых громких событий этого года.
Поводом для них послужило убийство молодого москвича Егора Щербакова неким мужчиной «неславянской внешности». В ночь на 10 октября возле подъезда дома на Востряковском проезде к Щербакову, возвращавшемуся домой с девушкой, подошел мужчина. Встреча закончилась тем, что незнакомец ударил молодого человека ножом в сердце и скрылся.
На следующий день в социальных сетях появились фотографии с камер наблюдения, на которых оказался запечатлен мужчина кавказской внешности. Бессмысленное и жестокое убийство вызвало вал негодования в сети. На следующий день, 12 октября, несколько десятков местных жителей навестило местное отделение полиции, где настоятельно попросили принять все усилия для поисков убийцы.
В полиции заверили, что все убийцу скоро поймают. Однако 13 октября был организован новый народный сход, гораздо многочисленнее прежнего. Хотя первоначальным ядром явно были люди правых взглядов, к ним вскоре присоединилось множество местных жителей, которых давно уже раздражало соседство с большой овощебазой, превратившейся в рассадник мигрантов.
В итоге на месте собралось несколько тысяч человек. По минимальным оценкам — две тысячи. По максимальным — 5–6 тысяч. К собравшимся вышел местный глава управы, пообещавший навести порядок. Однако это никого не успокоило. Часть наиболее радикально настроенных протестующих побила стекла в торговом центре, расположенном неподалеку.
Русский бунт в Бирюлево: всё только начинается (текст, плакат)
Омоновцы поначалу равнодушно взирали на разгром ТЦ, но затем, дав молодежи порезвиться, начали оттеснять их от здания и паковать в автозак. Но не тут-то было. С криками «Россия для русских» толпа заблокировала автозак и не позволила ему проехать. Полиции пришлось отпустить всех задержанных под аплодисменты толпы, а автомобиль отогнать обратно.
Далее толпа отправилась к овощебазе. В это время в столице уже был введен экстренный «Вулкан-5», а Манежная площадь заблокирована на случай, если кто-то задумает повторить Манежку-2011.
Большая часть присутствующих на территорию овощебазы не заходила. Лишь несколько десятков человек выбили двери и прошли на ее территорию. Но там не оказалось вообще никого. Всех заблаговременно эвакуировали.
С этого момента накал страстей начал стихать. Позднее произошло несколько драк с лицами «неславянской внешности», быстро разогнанных полицией, и небольшая группа протестующих перевернула прилавки с арбузами на станции «Бирюлево-Товарное». Но и только.
Все это время в соцсетях творилось нечто неописуемое. Одни выли про «русский фашизм», который «отыгрался на беззащитных арбузных прилавках», другие воодушевленно констатировали, что русский народ наконец-то проснулся и сейчас всем покажет.
Не желая обострять ситуацию, власти сработали оперативно. На следующий день организовали рейд на овощебазу и задержали вообще весь персонал. Вскоре объявили, что овощебаза будет закрыта из-за многочисленных нарушений.
Убийцу нашли. Им оказался гражданин Азербайджана Орхан Зейналов. В СМИ просочилась информация, что siloviki пообещали устроить большие проблемы бизнесу азербайджанской диаспоры, если те не выдадут Зейналова.
15 октября его задержали прям-таки по-голливудски. В эфире новостных программ демонстрировались кадры, где суровые люди в камуфляже ведут скрученного Зейналова в вертолет и тут же доставляют на ковер лично министру внутренних дел Колокольцеву.
Вскоре начальника полиции и главу бирюлевской управы уволили. Что касается участников протестов, то непосредственно 13 октября было задержано несколько сотен человек. Все они отделались штрафами за мелкое хулиганство. Трое человек стали фигурантами уголовного дела по статье «Хулиганство». Но через 4 месяца они были освобождены по амнистии.
Зейналова осудили летом 2014 года и приговорили к 17 годам лишения свободы.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг
Поддержите «Спутник и Погром» покупкой подписки (клик по счетчику просмотров справа внизу) или подарите ее друзьям и близким! У нас нет и никогда не было никаких других спонсоров кроме вас — наших читателей.