25 декабря 1993 года вступила в силу Конституция Российской Федерации, по которой источником власти в стране является некий «многонациональный народ». Что это за таинственный народ и кто его видел — до сих пор остается неизвестным.
Хотя официальный День Конституции — 12 декабря, день референдума, документ вступил в силу только 25-го, после публикации в официальном печатном органе правительства, «Российской газете».
Конституцию писали впопыхах, в условиях противостояния между Ельциным и Верховным Советом, и в результате основной закон составили для Бориса Николаевича и под его диктовку с единственной целью — обеспечить президенту преимущество. Секретарь одной из конституционных комиссий Румянцев позднее вспоминал, что Ельцин вычеркивал из проекта Конституции все не нравившиеся ему пункты, уверяя, что это временная мера по борьбе с красной угрозой, что через несколько лет документ заменят на более демократический. Аналогичные воспоминания оставил и другой автор Конституции Сергей Шахрай (весьма близкий к Ельцину). Шахрай в дипломатичных выражениях сокрушался, что Борис Николаевич лично вымарал из проекта десяток пунктов, выглядевших угрозой его власти.
Ельцинская Конституция побила своеобразный рекорд: в 138 статьях документа слово «русский» упоминается всего один раз, в 68 статье — в контексте «русский язык». Нужно было очень стараться и тратить немалые усилия на искусные формулировки, чтобы обойтись в таком документе без русских. Скажем, в конституции Германии (Гитлер, фашизм, Холокост, проигранная мировая война) «немцы» и «немецкий народ» уже в преамбуле упоминаются три раза.
Любопытно, что поправки к ст. 3, которая провозглашает носителем власти «многонациональный народ», максимально затруднены. Чтобы принять просто Федеральный конституционный закон, необходимо только согласие 2/3 депутатов Госдумы и 3/4 сенаторов Совета Федераций. Изменить пункт про «многонациональный народ» можно только с одобрения Федерального собрания и парламентов 2/3 субъектов федерации.
Хочешь принять поправки о том, что Россия — теократическое государство? Или ввести государственную идеологию? Отменить равенство перед судом? Пожалуйста, только получи согласие большинства Госдумы и Совфеда. Хочешь убрать из Конституции многонациональный народ — добейся согласия депутатов, сенаторов Федерального Собрания и всех депутатов в региональных парламентах и заксобраниях. Вот она, истинная скрепа!
Поскольку Конституцию писали сразу несколько комиссий и редактировал лично Ельцин, настоящие авторы этого прекрасного документа неизвестны до сих пор. Считается, что самые близкие к действующему проекты написали Шахрай и Алексеев, которые, впрочем, уверяют, что ныне действующий основной закон все же отличается от их набросков.
Стоит отметить, что подвох в новой Конституции почувствовали даже вчерашние советские граждане, еще на референдуме — документ приняли с незначительным перевесом, 58% «за» и 42% «против». Официально референдум назывался всенародным голосованием, потому что референдум могли объявить только депутаты Верховного Совета. Символично, что это было последнее подобное голосование в истории постсоветской России — дальше наступила эпоха автократической демократии.
Также читайте: День Конституции: сравнительный анализ российской и европейских конституций
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг