31 января 1990 года в Советском Союзе открылся первый Макдональдс — последний гвоздь в крышку гроба советской идеологии. Очереди растянулись на многие километры, даже ленинский мавзолей не мог мечтать о таком наплыве посетителей.
Принято считать, что СССР был наглухо закрыт для западных товаров до самой Перестройки, но это не совсем так. Кое-какие продукты в ограниченном количестве стали появляться на советском рынке еще при Брежневе. Например, в 70-е годы подписали соглашение с Пепси — в обмен на право дистрибуции «Столичной» водки в США Пепси построила в Советском Союзе завод по производству своей газировки.
Вслед за Пепси на советский рынок попробовал выйти и Макдональдс — первые попытки начать переговоры с советской стороной приходятся на середину 70-х, но серьезный диалог начался с 1988 года, а получить разрешение на открытие идеологически ядовитого общепита удалось только к концу Перестройки.
31 января 1990 года первый советский Макдональдс открылся — в переоборудованном кафе «Лира» на Пушкинской площади. Тогда это было самое большое помещение во всей сети. Дальше началось столпотворение, напоминавшее похороны Сталина. Люди съезжались со всей Москвы — отведать диковинной еды и ощутить себя хотя бы немного на Западе. Очередь растянулась на километры, и в этом странном паломничестве участвовали представители всех советских поколений: молодежь, люди постарше и даже пенсионеры с авоськами. Побывать в Макдональдсе было почти как съездить в западную капиталистическую страну — тема для разговоров, предмет зависти.
В первый день заведение обслужило 30 тысяч клиентов, что стало мировым рекордом. Поток посетителей не спадал еще долгое время. Командировочные провинциалы и всевозможные гости столицы ехали теперь не в музеи, а в Макдональдс, который в одночасье стал главной достопримечательностью Москвы.
Действительно, банальный фастфуд, которым сейчас не удивишь и таежного отшельника, тогда смотрелся как чудо с другой планеты, особенно по сравнению с советским общепитом. Улыбавшиеся продавцы не хамили и не обсчитывали, в туалет можно было заходить без опаски и пользоваться им по назначению — советский человек открывал для себя западный мир.
Макдональдс на Пушкинской три года оставался единственным в России. Только в 1993 году стали появляться новые точки (и первая в Подмосковье). Сейчас в России работает более 500 ресторанов быстрого питания, более трети из них — в Москве и Питере.
Многие обоснованно считают, что марксизм-ленинизм окончательно свалился в могилу именно в тот день, когда многотысячная толпа советских граждан пришла поесть заморской булки с котлетой. Этот факт до сих пор вызывает лютую злобу у сторонников коммунистических идей, которые инстинктивно чувствуют, что их мир рухнул не в Беловежской пуще, а почти на два года раньше, когда представители всех советских поколений «ногами проголосовали» за новую жизнь, которую тогда символизировал Макдональдс.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг