18 февраля 1937 года таинственно погиб один из ближайших друзей Сталина, Серго Орджоникидзе. Официальной причиной смерти объявили сердечный приступ, однако близкие к Орджоникидзе люди, включая жену, говорили, что он выстрелил себе в сердце.
Серго Орджоникидзе был одним из самых высокопоставленных большевиков, а со Сталиным у него сложились особенно близкие отношения. Они познакомились еще до революции в бакинской тюрьме, где некоторое время вместе сидели. Так началась их дружба. Орджоникидзе, как и большинство кавказских большевиков, не тянул на марксиста-мыслителя и даже не пытался им притворяться. Кавказских товарищей ценили в партии за другие дела, за «работу в поле» — они без проблем соглашались участвовать в силовых акциях, экспроприациях и налетах, получать и перевозить оружие и бомбы, распространять нелегальную литературу.
Орджоникидзе много раз попадал за решётку, но почти всегда дело для него заканчивалось простой ссылкой, из которой он легко бежал. Правда, однажды ему все же пришлось провести в тюрьме три года.
На правах ценного кавказского товарища Серго входил в ЦК (с небольшими перерывами) аж с 1912 года. После революции Орджоникидзе занимал ряд высоких постов на Кавказе, совмещая их с должностью председателя ЦКК партии — центральной контрольной комиссии. Руководить ЦКК назначали самых уважаемых и солидных партийцев.
Затем Орджоникидзе возглавлял ВСНХ, а в период индустриализации получил крайне ответственный пост народного комиссара тяжелой промышленности. После самоубийства жены Сталина диктатора всю ночь утешали двое самых близких друзей — Киров и Орджоникидзе.
Но в середине 30-х расклады поменялись, и даже дружба уже не позволяла Орджоникидзе чувствовать себя в безопасности. Во-первых, потоком пошли дела о вредительстве, которые бросали на наркома промышленности мрачную тень. Во-вторых, Сталину мешал человек, знавший его еще по дореволюционным временам и потому недостаточно сильно его боявшийся. Поэтому отец народов и корифей всех наук нашел себе на Кавказе нового любимца — Берию, которого Серго сразу невзлюбил.
С середины 30-х годов Сталин постепенно стал зачищать Кавказ от ставленников Орджоникидзе. Начали с Ломинадзе — он считался самым настоящим оппозиционером, основателем так называемого право-левацкого блока. Сам Иосиф Виссарионович описывал Ломинадзе как крикуна и «политического урода». Орджоникидзе продолжал упрямо заступаться за гонимого приятеля, находя ему работу после очередного увольнения. Постепенно начали увольнять и преследовать выдвиженцев рангом помельче. Наконец, в 1936 году арестовали родного брата Серго, причем прямо накануне 50-летнего юбилея Орджоникидзе.
На 50-летии Иосифа Сталина, 21 декабря 1929 года. Г. К. Орджоникидзе третий слева
18 февраля 1937 года нарком и бывший друг Сталина умер. По официальной версии — от сердечного приступа, по неофициальной — застрелился. О том, что он покончил с собой, позднее свидетельствовала не только жена Орджоникидзе, но и семейство Микоянов, довольно близких к Серго.
Над Орджоникидзе сгущались тучи, это было очевидно. Уже после его смерти Сталин на пленуме ЦК обрушился на безвременно ушедшего за либеральное отношение к фашистско-троцкистским диверсантам и вредителям, и отдельно — за покровительство право-левому Ломинадзе.
Спустя несколько месяцев еще один арестованный ставленник Серго, Орахелашвили, дал показания на патрона, задним числом обвинив того в контрреволюционной деятельности. С самим Орджоникидзе уже ничего нельзя было сделать, но вот его ближайшие родственники вместе с семьями немедленно отправились в лагеря.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг