21 марта 1992 года в Татарстане прошел референдум по вопросу провозглашения республики суверенным государством. Большая часть проголосовавших поддержала суверенитет Татарстана, что позволило ему получить особый статус в составе РФ.
Неформально самым привилегированным и «эксклюзивным» регионом в России является Чечня, но по закону такой регион один — это республика Татарстан, единственный субъект федерации, всё еще подписывающий с Москвой договор о разграничении полномочий. Фактически Татарстан является суверенным государством, которое, согласно конституции, объединено с РФ на основе договора, но не входит в ее состав.
Несмотря на то что Ельцин, бывший тогда еще в силе, пытался уговорить татарского лидера Шаймиева не проводить референдум, он не смог сломить матерого номенклатурщика. Шаймиеву нужно было голосование, это был его главный козырь в борьбе с Москвой по вопросу о федерализации.
Хотя Конституционный суд признал татарский референдум противоречащим Конституции, причем еще до его проведения, это нисколько не поколебало планов Шаймиева. 21 марта референдум состоялся и 61,4% проголосовавших (в основном жители сел) дали положительный ответ на вопрос «Согласны ли Вы, что Республика Татарстан — суверенное государство, субъект международного права, строящее свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров?»
На следующий день Верховный Совет Татарстана провозгласил суверенное государство Татарстан. Спустя несколько месяцев была принята конституция Татарстана, в которой татары не удержались от злой шутки, и позже она воплотилась уже в общероссийской конституции. Начинался документ так: «Настоящая Конституция, выражая волю многонационального народа Республики Татарстан и татарского народа…» Если учесть, что на тот момент татары составляли 48% населения республики, а русские — 43%, понятно, кто подразумевался под многонациональным народом.
К слову, в конституции отражен и все еще не отменен пункт, согласно которому «в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом Республики Татарстан действует нормативный правовой акт Республики Татарстан».
Договор о разграничении полномочий был подписан между Москвой и Казанью только в 1994 году. Он был подписан на условиях Шаймиева, и тот, конечно, не собирался отделяться полностью (это было не очень выгодно), зато планировал получить в регионе максимум возможной власти и денег. Это ему удалось: Татарстан до сих пор является единственным субъектом федерации, который раз в несколько лет подписывает с РФ договор о разграничении полномочий. Эти договоры позволили Татарстану стоять особняком среди прочих российских регионов. Если прочие вынуждены были отдавать большую часть своих доходов федеральному центру, то Татарстан оставлял деньги себе, благодаря чему в 90-е годы это был один из самых стабильных и обеспеченных регионов страны. Фактически Татарстан вошел в единое налоговое поле с Российской Федерацией только в начале нулевых.
Также стоит отметить, что Татарстан остается единственным регионом, глава которого именуется президентом, хотя в настоящее время это нарушает федеральное законодательство, и, судя по информации СМИ, татарские элиты принципиально отказываются изменять должность главы республики в угоду Москве. Федералы, впрочем, тоже на сильно настаивают на своём праве.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг