16 апреля 1917 года в Петроград прибыл знаменитый «пломбированный вагон». В Россию вернулся Ленин — после 9 лет жизни за границей.
Беглые революционеры засобирались домой, как только узнали о падении монархии. Однако добраться до Петербурга было не так просто — путь так или иначе пролегал через территорию Германии или Австро-Венгрии, с которыми Россия вообще-то воевала.
Немцы, разумеется, не могли отказаться от возможности внести ещё больший хаос во внутреннюю политику своего врага и без проблем организовали проезд революционеров. Планировалось даже в случае нужды перебросить их через фронт, однако затем для отвода глаз и соблюдения приличий удалось договориться с нейтральной Швецией. Посредником между революционерами и немцами выступал немецкий социал-демократ Фриц Платтен — он согласовывал условия поездки. Красным строжайше запрещалось покидать поезд на территории Германии и вступать в любые контакты с местным населением. Немецким официальным лицам возбранялось входить в вагон под любым предлогом — даже для проверки документов. Большевиков должны были быстро и по возможности без остановок доставить к пограничной станции и посадить на пароход в Швецию. Друзей рабочих сопровождали двое офицеров немецкого Генштаба.
Посадка в вагон
На самом деле «пломбированных вагонов» было несколько. Самый первый так и назывался — «ленинским». В нём ехали Ильич (с женой и любовницей), Зиновьев (с двумя женами и сыном), Сокольников и Радек — этот остался в Швеции, для связи с заграницей. В следующих вагонах прислали меньшевиков, еще несколько большевиков, эсеров, бундовцев и анархистов — всякой твари по паре.
Революционеров, во-первых, везли как опасное химическое оружие, с задраенными дверями и полным запретом на контакты, а во-вторых, русских фамилий в списке пассажиров было исчезающе мало (едва ли десяток из двух сотен); «пломбированный вагон» немедленно превратился в золотую пропагандистскую тему, которой начало пользоваться ещё Временное правительство (особенно после попытки июльского восстания большевиков).
Поезд пересек всю Германию и прибыл в городок Засниц, где «спасители народа» пересели на пароход «Королева Виктория», доставивший их в Стокгольм. Там уже ждал Парвус: во многом именно его усилиями и были решены все организационные вопросы. Ленин, однако, демонстративно отказался с ним встречаться, поскольку в кругах революционеров Парвус считался дискредитированным и практически не скрывал своей работы на немецкое правительство. Тем не менее без Парвуса все равно было никак не обойтись, поэтому общаться с ним отправили Радека. Затем немецкий благодетель поехал отчитываться перед немецким правительством, Радек остался в Стокгольме, а Ленин двинулся в Россию. Сторонники версии о немецком золоте считают, что о финансировании высокие стороны договорились именно на этой встрече.
Ленин прибыл на Финляндский вокзал Петрограда вечером 16 апреля. Его торжественно встречала делегация под руководством меньшевика Чхеидзе — меньшевицкий лидер ораторствовал, призывая социал-демократов забыть старые обиды и объединиться. Ильич в ответ взобрался на броневик и толкнул несвязную речь (что бы ни утверждала потом советская пропаганда, публика тогда откровенно его не поняла).
Затем будущий вождь мирового пролетариата на некоторое время удалился от мира, чтобы поработать над Апрельскими тезисами, а большевики, которых приезд Ильича неимоверно возбудил и заметно радикализировал, начали активно готовиться к захвату власти.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг