9 мая 1945 года в СССР было объявлено о безоговорочной капитуляции Германии. История с капитуляцией получилась запутанная и сходу породила массу противоречий. Именно поэтому в Европе день окончания войны празднуют 8 мая, а на постсоветском пространстве — 9-го.
Это расхождение объясняется просто. Акт о безоговорочной капитуляции Германии был подписан в 22 часа 43 минуты — в Москве к тому моменту пробило 00:43, начался следующий день. Но мало кто знает, что на самом деле немцы подписали капитуляцию 7 мая, но потом Сталин возмутился, потому что хотел оформить процесс более торжественно и на советской территории. Пришлось подписывать ещё раз, 8-го.
Немецкое командование было заинтересовано в переговорах с западными Союзниками — немцы считали тех более договороспособными. Кроме того, они хотели успеть перебросить как можно больше беженцев в будущие западные оккупационные зоны. У Сталина всё это вызвало приступ острой паранойи (впрочем, небезосновательной). Он начал подозревать, что Союзники хотят сговориться с немцами у него за спиной.
Немцы действительно обращались к Эйзенхауэру с просьбами о перемирии, но Айк не хотел их слушать, требуя безоговорочной капитуляции. В конце концов нацисты согласились. Дальше в американский штаб вызвали представителей СССР и Франции, и акт о безоговорочной капитуляции был подписан. С советской стороны его засвидетельствовал генерал Суслопаров, который не успел связаться с Москвой, и ставил подпись на свой страх и риск, с оговоркой о том, что советская сторона может потребовать повторить процедуру.
Сталин пришел в бешенство. Мало того что все происходило без должного пафоса, так еще и в американской зоне, а не в занятом советскими войсками Берлине. Отец народов заявил западным партнерам, что не признает этой капитуляции, и потребовал от союзников запретить своим журналистам сообщать о случившемся. Часть информагентств все-таки успела передать новость (Эдвард Кеннеди из Associated Press, нарушивший эмбарго и первым из американских журналистов сообщивший об окончании войны, оказался в центре яростных дебатов о журналистской этике и поплатился карьерой репортера). Дело переиграли, сделав вид, что в американском штабе был подписан только предварительный акт, который нужно еще ратифицировать.
Новую церемонию назначили на 8 мая. На этот раз дело происходило в предместье Берлина, с советской стороны капитуляцию принимал Жуков, а Эйзенхауер вообще не приехал — отправил своего ассистента, чтобы не умалять первый документ.
9 мая в СССР объявили праздником, но с 1948 года сделали рабочим днем. Парадов не было — до 1965 года торжества ограничивались салютами в самых крупных городах. Вся привычная атрибутика праздника — войска на Красной площади, выходной день, возложение венков и прочее — появилась даже не при Хрущеве, а уже при Брежневе. После распада СССР традиция заглохла и возобновилась только в 1995 году, на 50-летний юбилей победы. Ну а в главную духовную скрепу и чуть ли не государственную религию ВОВ превратилась сравнительно недавно, уже при Путине, и то не сразу. Теперь 9 Мая — главный праздник страны, важнее которого разве что Новый год. Забавно, что такого не было даже в Советском Союзе — тогда главным красным днем календаря все-таки считалась годовщина Октябрьской революции.
Также читайте:
Подборка материалов «Спутника и Погрома» о Второй мировой войне
Подборка материалов о дне 9 мая
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг