11 мая 1939 года начался Халхин-Гольский конфликт. В отечественной историографии его традиционно воспринимают как непродолжительную локальную стычку, но некоторые японские специалисты считают Халхин-Гол полноценной войной.
В начале 30-х годов японцы заняли Маньчжурию и организовали там марионеточное государство под управлением бывшего китайского императора Пу И. Затем начали прокладывать в своей колонии новую железную дорогу, однако в отдельных районах она проходила слишком близко к границе Монголии — начались переговоры, завершившиеся провалом. Монгольская народная республика была сателлитом СССР и после нескольких приграничных стычек обратилась к Советскому Союзу за помощью — был заключен договор о взаимопомощи, и монголам на помощь перебросили 57-й особый корпус под командованием Конева (позднее его сменил Фекленко).
Вскоре советские и японские войска столкнулись у озера Хасан. В начале 1939 года напряженность на монгольской границе выросла — то и дело происходили стычки между монгольскими пограничниками и японцами. Наконец, 11 мая 1939 года началось вторжение. Правда, в Монголию вторглись всего несколько сотен японских кавалеристов с пулеметами, но это было уже серьезнее, чем простые приграничные перестрелки.
Еще через несколько дней японцы при поддержке бомбардировщиков захватили монгольскую пограничную заставу. К месту боев выдвинулись советские войска. После этого обе стороны стали сосредотачивать крупные силы в районе Халхин-Гола. Японцы попытались окружить советско-монгольские силы, но были отбиты. В июне наземные бои прекратились — советские войска перешли к организации обороны, воздушные столкновения, напротив, участились. Официально СССР отреагировал на конфликт только спустя полтора месяца.
В июле самураи попытались вновь перейти в наступление, на этот раз при поддержке танков. Именно в этих боях впервые прославился будущий советский маршал Георгий Жуков, который незадолго до этого был назначен командиром 57-го корпуса.
Жуков справа
Бои между сторонами продолжались до начала сентября, потом наземные операции прекратились. Имеющимися скромными силами нанести противнику решающее поражение было невозможно, а продолжение боевых действий неминуемо приводило к полномасштабной войне, которой не хотели ни Советский Союз, ни Япония. Впрочем, формальным победителем считается СССР: советские войска понесли меньше потерь, а японцы не смогли достигнуть запланированных целей.
Хотя бои длились всего несколько месяцев, потери оказались существенными: 9,8 тысяч человек у Советов, от 18 до 45 тысяч с японской стороны.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг