17 июня 1953 года советские войска были введены в ГДР для подавления массовых демонстраций немецких рабочих (по версии советской пропаганды — для подавления фашистского путча).
Хотя восточная часть Германии и оказалась под властью СССР, хлебнуть полноценного советского социализма немцам так и не посчастливилось. Они не видели и сотой доли ужасов, пережитых советскими гражданами в 20–30-е годы. В ГДР практически не было колхозов, сохранялась многопартийная система, не проводилась национализация (за исключением самых крупных предприятий), все магазинчики, парикмахерские и прочие заведения из сферы услуг остались в частных руках. В Кремле считали, что с переходом от капитализма к социализму в германском случае не стоит спешить. Но даже этого немцам хватило, чтобы прийти в ужас.
В ГДР массовые протесты по хорошей советской традиции произошли из-за повышения цен на еду одновременно с увеличением норм выработки — прежняя зарплата просто обесценилась. Ровно по той же причине через несколько лет взбунтовались рабочие Новочеркасска.
Первыми 9 июня забастовали сталевары в Хеннигсдорфе. В следующие дни к забастовке присоединялись другие рабочие — город за городом. Ситуацию усугубляли газеты, объяснявшие бастующим, что нормы выработки повышены, во-первых, правильно, а во-вторых, по многочисленным просьбам самих трудящихся. Немцам такие фокусы были в новинку, они очень возмутились. Рабочие требовали снижения цен на ряд товаров и возврата старых норм.
Массовые протесты распространялись лавинообразно, и к 16 июня достигли Берлина, где в демонстрациях и акциях протеста приняли участие десятки тысяч человек. Напуганные руководители ГДР спешно вернули всё как было, но рабочие за несколько дней вошли во вкус и теперь требовали отставки правительства.
Стоит отметить, что никаких антисоветских лозунгов протестующие не скандировали. Однако Москва не могла не вмешаться. Войска были наготове, но немецкие коммунисты хотели решить дело без кровопролития и сначала попытались использовать полицию. 17 июня в Берлине начались беспорядки: митингующие били полицейских, захватывали полицейские участки, опрокидывали пропагандистские билборды. По всей стране бастовало около миллиона человек.
Утром 17 июня советские войска вошли в Берлин. Городских боев практически не было. По итогам всех столкновений со стороны протестующих погибли 34 человека, со стороны немецкой полиции — пятеро. Еще несколько человек (менее 10) были приговорены судом к смертной казни. В популярный миф превратился расстрел 18 советских солдат, якобы отказавшихся открыть огонь по демонстрантам и за это казненных. В Германии им даже сооружен небольшой памятник, но никаких подтверждений этому случаю до сих пор нет. Первоисточником легенды стал НТС, ссылавшийся на беглого советского офицера Роньшина. Проблема в том, что Роньшин бежал в ФРГ за несколько месяцев до упомянутых событий и вряд ли может считаться достоверным источником.
После ввода войск ситуация достаточно быстро успокоилась. Всего к ответственности привлекли более тысячи человек, но абсолютное большинство из них получили небольшие сроки заключения. Это было первое массовое проявление недовольства советской системой в странах народной демократии — но далеко не последнее.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг