28 ноября 1943 года в Тегеране началась первая встреча лидеров стран–союзниц по антигитлеровской коалиции, на которой обсуждались вопросы открытия второго фронта и контуры будущего послевоенного мира. Вслед за этой встречей последовали Ялтинская и Потсдамская.
Встреча готовилась в условиях строжайшей секретности. Долгое время стороны не могли прийти к соглашению, где следует проводить ее. Очевидно, что из-за войны в Европе любая из европейских стран автоматически отпадала, Лондон тоже был небезопасным вариантом для Рузвельта и Сталина. Предложенный американским президентом вариант — встретиться на Аляске — был отклонен Сталиным, который не любил длительные путешествия, хотя с точки зрения безопасности это был для него оптимальный вариант.
В итоге встречу было решено провести в формально нейтральном Иране. Там к тому моменту располагались английские и советские войска, которые превентивно заняли Иран на случай попыток немцев овладеть этим нефтеносным и стратегически важным регионом. Кроме того, в стране совместно действовали советские и британские спецслужбы, и немецкие агенты были у них под контролем. В целом это был оптимальный вариант, хотя американскому президенту пришлось потратить немало времени, чтобы добраться до встречи.
В итоге Рузвельт добирался через всю Атлантику морским путем. Он разместился на самом мощном американском линкоре «Айова», который сопровождал эскорт боевых кораблей. На судне Рузвельт добрался до Алжира, откуда на своем самолете долетел до Каира, где его уже ждал Черчилль. Вместе они вылетели в Тегеран.
Сталину добираться было сложнее, хотя и ближе. Дело в том, что вождь народов панически боялся летать. Лишь раз он осмелился полететь на самолете за все время своего правления — как раз в Тегеран. За несколько дней до вылета в условиях строжайшей секретности была собрана группа топовых советских лидеров, которым предстояло сопровождать Сталина: Берия, Молотов, Ворошилов. За главных в Москве оставили Кагановича и Маленкова. Специальным поездом под усиленной охраной и в бронированном вагоне Сталина доставили в Баку, где его уже поджидал самолет «Дуглас».
Из Баку в Тегеран он добирался на самолете, который пилотировал советский летчик номер один — Виктор Грачев, специализировавшийся на перевозках членов Политбюро и важных военных.
В Тегеране в целях безопасности Рузвельт переселился в советское посольство, которое располагалось напротив британского, поскольку американское находилось на окраине города и добираться оттуда было лишней головной болью для охраны. Черчилль жил в своем посольстве, для него специально построили крытый коридор между зданиями, по которому он приходил на совместные заседания. Сами посольства строжайше охранялись и были оцеплены тройным кольцом охраны.
Информация о якобы готовившемся покушении на лидеров коалиции по большей части преувеличена в послевоенных шпионских романах. В действительности немцы только издалека и чисто теоретически приглядывались к такой возможности, но достаточно быстро поняли, что вариантов нет, Тегеран был просто наводнен советскими и британскими спецслужбами и войсками.
На встрече союзники договорились об открытии второго фронта в Европе, а также сделали наброски будущего послевоенного устройства мира. В частности, была достигнута договоренность о создании наднационального международного органа по поддержанию безопасности во всем мире. Позднее таким органом стал ООН. Кроме того, была достигнута договоренность о передаче восточных регионов Германии Польше и СССР после победы в войне.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг