1 декабря 1934 года в Ленинграде был убит Сергей Киров, что послужило новому витку массовых репрессий и началу серьезных разборок среди топовых большевиков.
До революции Киров не был высокопоставленным большевиком и даже вообще большевиком. В действительности он, по примеру Троцкого, метался между большевиками и меньшевиками, но, конечно, не имел такого высокого статуса. Это был второстепенный провинциальный деятель, правда, в годы революции он оказался негласным куратором Кавказа, одного из ключевых регионов, чье воинственное население большевики активно использовали против белых. После революции он стал первым секретарем ЦК Азербайджанской компартии, то есть главой целой союзной республики.
Через некоторое время он был направлен в Ленинград. Киров был человеком Сталина, и его главной задачей была борьба с ленинградскими зиновьевцами, которые остались там после того, как многолетний хозяин города Зиновьев лишился своего поста в ходе борьбы за власть.
1 декабря 1934 года Киров был убит в Смольном Леонидом Николаевым — ленинградским комсомольским активистом, которого за несколько месяцев до этого исключили из партии за то, что он не захотел уехать на работу в провинцию. После этого Николаев, убежденный большевик (даже своего сына он назвал Марксом), не мог найти работу, его жена, работавшая в аппарате Ленинградского обкома, также была переведена на другую, менее престижную работу.
Николаев решил отомстить Кирову за злоключения, следствием чего и стало убийство. Однако Сталин с самого начала решил использовать это дело, чтобы окончательно добить уже лишившихся к тому моменту какого-либо влияния Зиновьева и Каменева. На первом судебном процессе им не удалось предъявить убийство Кирова, но зато они взяли на себя ответственность за «моральное вдохновление» убийства. Убийцами Кирова их удалось объявить уже на следующем судебном процессе.
Кроме зиновьевцев пострадали и многие другие категории ленинградцев, в первую очередь из числа так называемых «бывших людей», то есть русских, имевших какое-либо положение в обществе до революции или сражавшихся на стороне белых. Все они во внесудебном порядке были высланы из Ленинграда в Сибирь. Выселение было столь массовым, что получило название «кировский поток». Начало ему было дано в «Закрытом письме ЦК», написанном Сталиным, которое возлагало вину в убийстве Кирова на зиновьевцев, связавшихся с белогвардейцами:
«Надо покончить с оппортунистическим благодушием, исходящим из ошибочного предположения о том, что по мере роста наших сил враг становится будто бы все более ручным и безобидным. Такое предположение в корне неправильно. Оно является отрыжкой правого уклонизма, уверявшего всех и вся, что враги будут потихоньку вползать в социализм, что они станут в конце концов настоящими социалистами. Не дело большевиков почивать на лаврах и ротозействовать. Не благодушие нужно нам, а бдительность, настоящая большевистская революционная бдительность. Надо иметь в виду, что Ленинград является единственным в своем роде городом, где больше всего осталось бывших царских чиновников и их челяди, бывших жандармов и полицейских, что эти господа, расползаясь во все стороны, разлагают и портят наши аппараты, а близость границ, облегчающая возможность укрыться от преследований, создает у преступных элементов чувство безнаказанности».
Итак, Сталин возложил вину на зиновьевцев и белогвардейцев. Однако уже Хрущев в рамках развенчания сталинского культа личности начал намекать, что именно товарищ Сталин и организовал убийство Кирова. Любопытно, что главный артефакт этого дела — дневник Николаева, убившего Кирова, был строжайше засекречен аж до 2009 года. До этого времени исследователям оставалось лишь гадать и строить предположения, однако из дневника убийцы стало ясно, что действовал он один, с зиновьевцами и белогвардейцами никакой связи не имел, а мотивом убийства была месть за злоключения последних лет. Что мешало рассекретить дневник Николаева раньше, так и остается загадкой. Вероятно, мысли и переживания убийцы товарища Кирова были столь опасны, что оставались строго охраняемой государственной тайной более 80 лет.
Также читайте: все материалы рубрики «Репрессии» на «Спутнике и Погроме»
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг