23 февраля 1918 года на заседании ЦК РСДРП Ленину удалось сломить сопротивление оппонентов заключения мирного договора с Германией. Решили принять тяжелейший ультиматум немцев.
Переговоры большевиков о мире без аннексий и контрибуций сами по себе — комедия абсурда. С немецкой стороны прибыли подтянутые искушенные дипломаты, которым противостояли несколько комичных большевиков: ничтожество Каменев, едва откинувшаяся с зоны террористка Биценко и крестьянин-алкоголик Сташков. Бедолагу нашли едва ли не по пути на вокзал и взяли в делегацию олицетворять дух русского крестьянина.
Немецкие дипломаты сидели с бумажками в папочках со всевозможными инструкциями. Большевистская делегация гордо восседала с пустыми листами бумаги. Дополнял живописную картину Сташков:
«Солдатские руки в белых нитяных перчатках сноровисто и быстро разливали вино по стаканам. Две баночки перед каждым: для красного и для белого. Сташков, сидевший Дедякову насупротив (против Олича — Обухов), духом выпил стакан, потом второй. Ему тотчас налили снова. Дедяков негромко окликнул через стол:
— Дядя! А уговор?
Уговор был еще в поезде: не пить».
Немцы выставили издевательские, учитывая тяжелое положение, в котором находились, но умеренные, по сравнению с окончательными, требования. Польша и часть Украины становятся пронемецкими протекторатами, также большевики передают прибрежную часть Прибалтики.
Болтун Троцкий решил договоры прервать, мира не заключать, армию распустить, боевых действий не вести, а там как-нибудь само все образуется. Ленин Троцкого не поддержал, но большинство ЦК выступило против мира с немцами. Ильич остался практически в одиночестве, прямо как сейчас в Мавзолее.
Немцы над Троцким посмеялись и через четыре дня начали наступление. По меркам той войны — невиданное. В день тевтоны продвигались на 50-100 километров, не встречая никакого сопротивления. Полностью деморализованные годом революционной пропаганды войска буквально разбегались в разные стороны.
Ленину закатил истерику и продавил свою платформу в ЦК. Но теперь немцы выдвинули в ответ многократно более тяжелые условия мира: передачу Прибалтики, Польши, Украины и крупные денежные репарации.
Брестский мир. Штриховкой отмечены отторгнутые территории
23 февраля 1918 года состоялось историческое голосование в ЦК по вопросу мира. Ленин пускал пену изо рта, ругался, хулиганил и доказывал, что если немцы продвинуться дальше, то революционная власть падет. Сохранить ее нужно ценой даже половины страны. Противники Ленина, впрочем, тоже не патриоты. Просто верили, что мир с немцами поставит крест на мировой революции, а значит и российский переворот шел впустую, поэтому надо продолжать революционную войну.
Ленин обещал уйти в отставку и немедленно покинуть партию, если его платформу не примут. Только таким радикальным шагом он добился поддержки. За ленинскую платформу проголосовали 7 членов ЦК: Ленин, Сталин, Сокольников, Свердлов, Зиновьев, Стасова и Смилга. Против — четверо: Бухарин, Ломов-Оппоков, Бубнов и Урицкий. Победы удалось достичь благодаря Троцкому и троим его прежним сторонникам позиции «ни мира ни войны» — Дзержинский, Крестинский и Иоффе — которые воздержались от голосования. Оппозиционеры заявили, что хотя они по-прежнему против ленинской платформы, не будут голосовать против, чтобы не привести партию к расколу.
На следующий день состоялось голосование во Всероссийском центральном исполнительном комитете, подтвердить решение ЦК. Там голосование также превратилось в комедию. Левые эсеры вопили, топали и ревели с мест. Лицемерная гадина Луначарский сказал, что всеми фибрами души против мира, но подчиняется партийной дисциплине, после чего расплакался. Дурачок Бухарин сорвал бурные аплодисменты, демонстративно проголосовав против всех. Маньяк Дзержинский, также выступавший с позиций левых коммунистов, просто не явился на заседание.
С незначительным перевесом голосов большевикам удалось продавить ленинскую платформу и во ВЦИК. За несколько минут до окончания ультиматума большевики сообщили, что принимают немецкие условия. Россия, остановившаяся в шаге от победы в Первой Мировой войне, оказалась предана, обесчещена и раздавлена.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг