19 апреля 1970 года началась автомобилизация СССР. В этот день на конвейере Волжского автозавода собран первый автомобиль ВАЗ-2101. Эпоха массового советского автомобиля началась, пусть и с полувековым опозданием.
Мир переживал золотой век автомобилей, дешевого бензина и доступных кредитов. В западных странах 3–4 автомобиля могли позволить себе даже не самые богатые семьи. Однако в СССР все было, как и всегда, наоборот. Машина была невероятной роскошью и обладали автомобилями единицы счастливчиков на весь Советский Союз.
В 20-е годы XX века в связи со всеобщим развалом всей страны никакого автомобильного производства вообще не существовало. Производились только грузовики. Важные номенклатурные чины разъезжали на реквизированных в годы переворота автомобилях. Остальным машину иметь не полагалось, чтобы не будоражить мещанских чувств и не отвлекаться от построения коммунизма.
Только в начале 30-х годов советское руководство задумалось о создании автомобильного производства. Но опять же, не для личных нужд населения. В начале 30-х годов американцы под ключ сделали производство легковушек ГАЗ. Но этим машины не поступали в свободную продажу, а распределялись по различным ведомствам и использовались в армии в качестве штабных. Лишь в крупных городах эти автомобили использовались в качестве такси. За все 30-е годы выпущено лишь 60 тысяч машин, что было каплей в море. В Америке еще полтора десятилетия назад один только Форд-А продавался многомиллионными тиражами, а ведь были и другие машины.
Тогда же начался выпуск первого советского лимузина ЗИС, который стал известным в фольклоре «членовозом», развозившим номенклатуру. Единицы счастливчиков могли обладать автомобилем, выиграв его в государственной лотерее. В продажу машина не поступала.
К началу 40-х годов возникла необходимость создания машины для широких слоев населения хотя бы в пропагандистских целях. Все развитые страны уже давно хвастались друг перед другом народными автомобилями. Только СССР нечего было показать. Так появилась малолитражка КИМ-10. Поскольку выпуск начался за полтора месяца до войны, в тираж вышло около тысячи автомобилей.
Только после войны СССР запустил в производство и открытую продажу первый автомобиль — Москвич-400. Он выходил микроскопическим тиражом, учитывая огромное население страны (около 20 тысяч машин в год), и, разумеется, машин очень не хватало.
Поэтому наладили выпуск «Победы», которая была более статусным автомобилем и стоила вдвое дороже «Москвича». Тогда же единственный раз предприняли эксперимент и в свободную продажу в первый и последний раз в советской истории запустили вип-автомобиль — ГАЗ-12. Чтобы купить эту машину, советский трудящийся должен был не кушать примерно 10 лет. Поэтому люкс-машины вышли крайне ограниченным тиражом. В основном возили генералов и разных культурных и научных деятелей из числа тех, что порой получали Сталинские премии.
В 60-е годы запущены Москвич-408 и 412, которые пользовались популярностью, но выходили небольшим тиражом (около ста тысяч экземпляров в год). При этом большая часть тиража экспортировалась за границу. И советские граждане, желавшие купить машину, годами простаивали в очередях.
Наконец, в начале 70-х запущен ВАЗ — главная гордость и флагман советского автопрома. Именно так началась эпоха автомобилизации, поскольку мощности завода давали по 600 тысяч машин ежегодно — больше, чем все остальные советские автозаводы вместе взятые. Но даже этих мощностей катастрофически не хватало. По уровню автомобилизации СССР уверенно находился в районе стран 4-го мира, а половина вазовских машин уходила на экспорт.
Другая половина выходила на внутренний рынок с ценами примерно в 7–8 раз выше себестоимости. Но даже в этих условиях желающие купить машину выстраивались в очереди. Не те, что можно увидеть на кассах в современных супермаркетах. Желающий купить машину должен был не только накопить денег, но и встать на очередь, дожидаясь, пока с завода прибудут по распределению машины в его город и их выкупят те, кто стоит в очереди перед ним. Ожидание часто растягивалось на несколько лет.
А просто купить машину с рук было нельзя, поскольку считалось спекуляцией. Желавший продать свою машину обязан был сдать ее в комиссионный магазин, через который машина в дальнейшем и продавалась. Впрочем, был и другой способ: желающие срочно купить машину ехали на Кавказ, где благодаря местным махинациям и теневой экономике, на которые закрывала глаза Москва и прикрывала местная номенклатура, можно было купить автомобиль. Правда, с существенной переплатой.
Помимо прочего власти смотрели на автовладельца как на подозрительный элемент, склонный к нарушению законов. Автомобиль давал возможность таксовать, а это считалось по советским законам тяжким преступлением, поскольку проходило по категории нетрудовых доходов. Незадачливый водитель, подбросивший за деньги переодетого милиционера, рисковал получить 5 лет с конфискацией имущества.
Тем не менее автомобилизация состоялась, хоть и в небольших масштабах. Если в 1970 году до запуска ВАЗа на тысячу человек населения приходилось 5,5 автомобилей, то к началу перестройки уже 44,5 автомобиля. Для сравнения, в настоящее время в России на тысячу человек приходится 285 автомобилей.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг