3 мая 1957 года глава СССР Никита Хрущев начинает разрушение колхозной системы. Совет Министров выпускает постановление, разрешающее колхозам преобразовываться по собственному желанию в совхозы.
Почему это важно? Советские люди ненавидели колхозы. Провалились все попытки организовать колхозы в странах народной демократии после Второй мировой. А в СССР коллективизация спровоцировала Гражданскую войну в деревне.
Мы почти не видим разницы между колхозом и совхозом. Кто-то думает, что это вообще одно и то же. А разница примерно как между Бердичевым и Парижем.
Сталин придумал коллективные хозяйства с прагматичными целями. Власть выкачивала хлеб из деревни. Выбивать зерно из миллионов собственников — одно, а из покорного председателя колхоза — совсем другое. Создание колхозов позволяло сбивать цену на самую ходовую продукцию — хлеб. Советские блогеры пишут бесконечные посты о снижении цен при товарище Сталине. Советские блогеры забывают добавить, что товарищ Сталин снижал цены в городе за счет колхозников-рабов. Цены на хлеб ведь снижали за счет закупочных цен на зерно, и как результат — втаптывание в грязь уровня жизни колхозников. Колхозы очень напоминали рабовладельческие хозяйства Рима, вплоть до того, что раб (колхозник) не мог покинуть территорию виллы без разрешения управляющего (председателя). Ведь у раба (колхозника) не было документа (паспорта).
Немцам так понравилось изобретение дядюшки Джо, что они оставили колхозы на оккупированных территориях. Даже названия сохранили! Немцы все сделали правильно, ведь колхоз — это идеальная система управления захваченной территорией.
Страшнее всего жили в зерновых колхозах. Советская власть регулярно снижала закупочные цены, чтобы удешевить хлеб. Русские колхозники влачили жалкое существование. Лучшие условия были в кавказских колхозах. Горные советские люди выращивали виноград, чай, цитрусовые, которые закупались государством по завышенным ценам. Среднестатистический кавказский колхозник становился богаче какого-нибудь высокопоставленного деятеля партии. В таких колхозах местные власти прикрывали своих. Нередко колхоз на бумаге в реальности был товариществом по обработке земли, объединением независимых крестьян, делящих своих доходы по своему усмотрению (в русской части СССР ТОЗы уничтожили в период раскулачивания).
Параллельно с колхозами существовали и совхозы. Среднестатистический колхозник СССР мечтал о совхозе, как римский раб в каменоломне — о месте раба на вилле. Причины:
— Колхозник работал бесплатно. Власти начисляли виртуальные трудодни, в зависимости от которых выплачивалась небольшая зарплата после продажи урожая по твердым ценам.
— Совхозник работал как обычный наемный работник — за денежное вознаграждение и стабильный доход.
— Колхозники оплачивали своих надсмотрщиков. Ведь колхозники считались пайщиками своего колхоза, поэтому совместно несли расходы на функционирование. Тракторы, ГСМ и прочая техника поставлялись колхозам в кредит, то есть каждый купленный трактор оплачивал колхозник.
— Совхозы считались государственными предприятиями и совхозники не платили ничего.
— Колхозник был прикреплен к земле и не имел права покинуть колхоз без разрешения председателя. Чтобы уйти из колхоза, требовалась уважительная причина: учеба в городе или работа на заводе. Старшему поколению колхозников по ряду причин это оказалась недоступно.
— Совхозники были свободными людьми, работали по трудовому договору и всегда могли уволиться и уехать.
— Колхозники не имели паспортов, что должно было препятствовать попыткам бегства из рабства.
— Совхозники, как и остальные граждане, имели паспорта.
— За невыработку минимального количества трудодней колхозники подлежали высылке на спецпоселение как «ведущие паразитический образ жизни». Хрущев применил эту меру еще в период руководства Украинской ССР.
— Совхозники в случае невыполнения планов в худшем случае подлежали увольнению.
После смерти Сталина новые власти наперебой принялись играть в хороших парней. Колхозникам снизили налоги на приусадебные участки (с которых они фактически и кормились, поскольку на одних трудоднях не протянуть, если колхоз небогатый), а также отменили налоги на выплаты по трудодням.
Наконец, 3 мая 1957 года выходит постановление Совета Министров «О порядке передачи колхозного имущества при преобразовании колхозов в совхозы». Это революционный шаг, с которого началось разрушение ненавистной крестьянам колхозной системы.
Отныне по решению общих собраний членов колхозов разрешалось преобразовывать колхозы в совхозы со всеми соответствующими бонусами совхозов. Решение принималось простым большинством голосов в присутствии не менее чем 2\3 колхозников. Колхозное имущество автоматически становилось совхозным. Выплаты по трудодням производились в преобразованных колхозах за счет государства. Новым совхозникам сохранялись прежние приусадебные участки.
В первую очередь желание стать совхозниками изъявили жители бедных колхозов, что понятно. Богатые колхозы (как правило, производившие полудефицитную продукцию) получали хорошие выплаты по трудодням, а бедные зерновые — копейки, и в основном кормились с приусадебных хозяйств. Теперь они вместо прежних копеек получали стабильную заработную плату, пусть и не очень высокую. Долги колхоза погашались за счет превращения колхозного имущества в совхозное и по факту просто списывались.
Наиболее активно преобразование колхозов в совхозы проходило при Хрущеве, хотя продолжалось до 80-х годов. В общей сложности преобразована оказалась треть колхозов. Начиная с Брежнева темпы значительно упали, что вызвало очередное изменение обстоятельств. В частности, в середине 60-х колхозников перевели с трудодней на обычную зарплату, а также начали выдавать паспорта. Также колхозам разрешили самим определять размеры приусадебных участков и личного скота, принадлежащего колхозникам. Таким образом, колхозники в своих правах наконец-то сравнялись с совхозниками и перестали рваться в совхозы, хоть немного почувствовав себя людьми.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг