15 мая 1943 года гениальный вождь прервал существование Коммунистического интернационала, Коминтерна, который к моменту своей смерти уже слабо функционировал после жестких чисток. Пик влияния Коминтерна, пришедшийся на 20-е годы, остался далеко позади.
Как известно, Первый интернационал появился еще в 70-е годы XIX века по почину Карла Маркса. Второй интернационал был создан в 1889 году и просуществовал до Первой мировой войны, когда практически все социал-демократические партии Европы поддержали свои правительства, встав на патриотическую платформу.
Это вызвало ярость у небольшой группы, кучковавшейся вокруг большевиков, и заявившей о предательстве Второго интернационала. Кучка начала проводить свою линию, известную как «циммервальдская левая». Платформа, по сути, ленинская: революционное пораженчество и превращение империалистической войны в гражданскую. Циммервальдисты быстро превратились в маргиналов и смертельно возненавидели социал-демократов.
В марте 1919 года, уже более-менее укрепившись во власти, большевики создали свой, «настоящий» интернационал, которому дали название Третий. Меньшевики, эсеры и умеренные социал-демократы нового Интернационала не признали и построили отдельный, получивший название «двухсполовинный», который позднее объединился с остатками воссозданного Второго интернационала (Социалистический рабочий интернационал).
Эти интернационалисты находились в крайне враждебных отношениях с советскими. Тем не менее советский Третий считался круче, поскольку за ним стояла мощь и аппарат хоть и разоренного, но крупного государства.
Под властью большевиков Москва превратилась в проходной двор. Каждый год со всего мира в нашу столицу съезжались аферисты, террористы и агенты всех разведок мира. При Ленине, пока cтарик был еще в форме, конгрессы Интернационала проводились ежегодно, при Сталине — несколько реже.
Интернационалисты сразу же задали жесткие рамки: чтобы примыкать к Интернационалу, социалистическая партия обязана была поддерживать курс на свержение власти в своей стране. Да и сам Коминтерн откровенно напоминал Аль-Каиду. Организационная структура большевистского масонства была столько обширна и разветвлена, что позволяла обучать агентов как политическим баталиям, так и всевозможным нелегальным приемам, вплоть отработки городских боев и партизанской тактики в тренировочных лагерях для боевиков.
Руководил Коминтерном исполнительный комитет коммунистического Интернационала, который с самого создания органа и до 1926 года возглавлял Зиновьев. Среди всех отделов ИККИ ключевым был Отдел международной связи — самый секретный, который занимался нелегальщиной: поставками оружия за границу, финансированием заграничных компартий и боевых отрядов, обучением агентов, созданием фальшивых документов и прочим терроризмом.
Денег на это уходила уйма. В первые годы после Октябрьского переворота большевики все еще жили надеждой на мировую революцию, поэтому средств не жалели. Сейчас уже вряд ли удастся установить, во сколько русским это всё обошлось: масса документов либо уничтожена, либо строжайше засекречена и по сей день.
Именно Коминтерн готовил неудавшиеся революции в Европе. Постоянные неудачи, а также политическая борьба за власть предопределили судьбу организации. Поскольку долгие годы Коминтерна возглавлял Зиновьев, то подбирал кадры под себя. И как «гнездо зиновьевцев» Коминтерн во второй половине 30-х годов и зачистили. Уцелели лишь отдельные небожители высшего ранга типа непотопляемого и неубиваемого товарища Куусинена.
Помимо подготовки боевиков, шла подготовка агентов в многочисленных ведомственных коминтерновских институтах типа Коммунистического университета трудящихся востока или аналогичного университета для национальных меньшинств западных стран, где агентуре промывали мозги, ставя прививки от уклонизма и троцкизма.
После того как надежды на мировую революцию рухнули, конгрессы стали собирать значительно реже. Сменил тактику и сам Коминтерн. Теперь уже не требовалось беспрекословно поддерживать идею вооруженного захвата власти. В 30-е годы в Европе набирали силу правые идеологии, в противовес которым Коминтерн выдвинул идею Народных фронтов. Если раньше большевики требовали не иметь дела даже с умеренными социал-демократами, то теперь вошли в моду широчайшие коалиции из всех левых и даже либералов для противовеса фашистским партиям.
В Испании приход к власти Народного фронта завершился Гражданской войной, кроме того, разношерстная коалиция сразу же переругалась и принялась враждовать сама с собой. Идея оказалась не самой удачной.
В 1943 году, уже будучи союзником США и Британии, Сталин распустил Коминтерн в знак того, что больше не будет вести подрывной деятельности против капиталистических стран. Тем не менее с началом Холодной войны призрак Коминтерна ожил в виде Коминформа (коммунистическое информационное бюро), к которому присоединились компартии некоторых европейских стран. Однако просуществовал Коминформ недолго и был распущен Хрущевым.
Функции Коминтерна передали Отделу международных связей КПСС, который и курировал отношения с заграничными левыми партиями вплоть до самого распада СССР.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг