День в истории: 17 мая 1606 года. Восстание против Лжедмитрия

17 мая 1606 года в Москве начался мятеж. Русские бояре свергли и убили Лжедмитрия I, просидевшего на престоле менее года. С тех пор и по сей день этот Лжедмитрий — одна из наиболее загадочных фигур русской истории.

По наиболее распространенной версии, ставшей практически официальной еще при жизни царя, за чудесно спасшегося царевича Дмитрия выдавал себя беглый монах Григорий Отрепьев. Если версия верна, считать Лжедмитрия авантюристом из народа нет смысла. Юрий Отрепьев был достаточно образованным и родовитым человеком, состоявшим на службе у Михаила Никитича Романова — родного дяди будущего зачинателя царской, а после императорской династии.

Романовы стали достаточно влиятельной группой уже при Борисе Годунове. Царь опасался могущественного клана. В разгар болезни Годунов заподозрил, что Романовы созывают людей в столицу, дабы низложить царя. Годунов сыграл на опережение и отправил к Романовым стрельцов. Клан разгромили: людей рангом пониже казнили, рангом повыше — как самого Михаила Никитича — сослали на край земли, где держали в кандалах в срубе.

Отрепьев укрылся в монастыре, где превратился в Григория. Позднее перебрался в Польшу, встретился с местным магнатом Мнишеком и заручился поддержкой поляка. Затем Отрепьева приняли при польском дворе и поддержали казаками. Начался поход на Москву, возглавляемый Отрепьевым под именем Дмитрия.

У этой версии немало контраргументов: Отрепьев явно получил хорошее европейское образование, обладал хорошими манерами, умел фехтовать, знал польский и латынь. Получается, Лжедмитрий был поляком. Однако для поляка самозванец слишком хорошо владел русским и церковнославянским языками, оказался крайне хорошо осведомлен о церковном аппарате православной церкви, а по-польски и латыни писал с очень грубыми ошибками.

Есть также версия, что речь шла о действительно чудесно спасшемся царевиче Дмитрии, что, впрочем, весьма сомнительно.

Кем бы ни был этот человек, уже как Лжедмитрий он угрожал Годуновым, которые выслали против самозванца войска. В разгар войны Годунов умер и на престол взошел сын царя Федор, но аристократия уже сделала выбор в пользу Лжедмитрия. Федора сначала покинули несколько воевод, а через несколько дней свергли с престола и убили.

Лжедмитрий вошел в Москву. К нему привели «мать», которая в слезах узнала чудесно спасшегося сына и объявила подлинным Дмитрием. Лжедмитрий, в свою очередь, поселил вдовую царицу по соседству и часто совершал к матушке визиты.

Но аристократы вовсе не планировали, чтобы Лжедмитрий правил. Самозванец был удобным инструментом против Годуновых, не более того. Практически сразу против царя стали готовить заговоры, и первый оказался разоблачен. Нити интриги вели к Василию Шуйскому — будущему царю. Земский собор приговорил Василия к смерти, но Лжедмитрий помиловал боярина и отправил в ссылку.

Вскоре Лжедмитрий взошел на престол. Новый царь щедро принялся одаривать милостями всех, простил даже заговорщика Шуйского, вернув в Москву. Крестьянам разрешили уходить от помещиков, если владельцы не заботились о крепостных в голодные годы, запрещалось потомственное холопство.

Вообще Лжедмитрий оказался первым европеизатором на престоле, предвосхитив Петра Великого. Самозванец не носил бороды, переименовал Боярскую думу в сенат, начал борьбу с коррупцией. Царь завел прежде невиданные порядки: сам прогуливался по улицам и общался со своими подданными, лично обращаясь к людям, и что самое главное, запрещал боярам брать себя под руки (по традиции, если царь выходил в город, его поддерживали под руки наиболее приближенные бояре). Лжедмитрий посещал учения стрельцов и объявил невиданную религиозную свободу, начав борьбу с мракобесием. В частности, в Московском царстве были отменены религиозные запреты на игры в шахматы и карты, прекращено преследование скоморохов, сам Лжедмитрий спокойно относился к религиозным вопросам и особенно обрядам, не постился, не давал себя ежеминутно кропить святой водой, дабы злые духи не одолели, и т. д.

Официально считается, что именно неприятие привычек Лжедмитрия послужило причиной восстанию. Это, конечно, не так. Свергли Лжедмитрия примерно те же люди, что и назначили — узкая группа бояр. Лжедмитрий все более отдалял бояр от себя и, в противовес, возвышал людей из менее знатных русских родов. Но так просто свергнуть Самозванца было нелегко, поскольку личной гвардией монарха служили поляки.

Заговор вновь возглавил Шуйский, помилованный несколько месяцев назад. Василий разработал хитрый план: ударить в набат и созвать жителей города на расправу с поляками под предлогом, что иноземцы пытаются убить царя Дмитрия. План блестяще удался, поляков перебили, а тем временем Шуйский, Татищев и Голицын со своей свитой въехали в Кремль, где люди Шуйского убили Лжедмитрия.

Трудящимся объявили, что Лжедмитрий был не чудесно спасшийся царь, а еретик и колдун, который планировал подвергнуть поруганию веру православную и установить в стране католичество. Новым царем стал Шуйский, которого выкрикнула собственная свита. Впрочем, и Шуйский не сумел надолго удержаться на престоле, но это уже другая история.

«Последние минуты жизни Лжедмитрия I», картина Карла Венига, 1879 год

Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг