4 июля 1950 года начала вещание радиостанция «Свобода». На протяжении почти 40 лет это был один из самых популярных «вражеских голосов» в СССР и один же из главных источников альтернативной информации в условиях советского вакуума.
Первоначально радиостанция называлась «Свободная Европа» и вещала только на страны народной демократии, т. е. социалистические восточноевропейские государства, которые вошли в советскую сферу влияния после Второй мировой войны.
За несколько дней до смерти Сталина, 1 марта 1953 года, создана радиостанция «Освобождение», которая вещала уже на Советский Союз. Учредили новое радио усилиями «Американского комитета по освобождению от большевизма», поддержку которому оказывали по линии ЦРУ.
Помимо русского языка «Освобождение» вещало и на языках остальных советских национальностей, за исключением самых небольших.
В 1959 году радиостанции объединили. Так и возникло радио «Свобода». Первыми сотрудниками в основном стали убежденные антикоммунисты, сумевшие вырваться из СССР или отказавшиеся возвращаться назад из немецкого плена. Значительную долю работников первого призыва составляли активисты НТС, Национально-трудового союза солидаристов — достаточно влиятельной эмигрантской организации антикоммунистической направленности.
Но со сменой поколений изменилась и сама радиостанция. Третья волна эмиграции из СССР, начавшаяся в 70-е годы, по своему составу была преимущественно еврейской. В отличие от прежних убежденных антисоветчиков, нынешним свободовцам на противостояние было все равно, а радиостанцию новички рассматривали как теплое местечко в условиях враждебной среды. Новые беглецы не лезли из-за железного занавеса, а выезжали вполне официально — и стали вытеснять антикоммунистических мастодонтов.
Так начался раскол в редакции «Свободы», которая поделилась на «патриотов» и «западников». Первые еще грезили о великой некоммунистической России, вторым наша страна была абсолютно по барабану — пусть хоть пропадом пропадет, лишь бы деньги платили. К тому же за собой понаехавшие тащили друзей, приятелей и родственников. Апофеозом раскола стал конфликт между главной заграничной советской звездой — Солженицыным и диссидентскими кругами, которые поддерживали своих. В итоге правозащитница и диссидентка Людмила Алексеева написала в конгресс жалобу с требованием выгнать проклятых русских фашистов с радиостанции.
В ответ патриоты начали писать руководству коллективные петиции с требованием изгнать с радиостанции людей, ненавидящих русский народ. В свою очередь, противники обвиняли русских в антисемитизме и зоологическом русском фашизме.
Американцы, финансировавшие радиостанцию, с большим удивлением наблюдали за грызней эмигрантов нескольких волн и поколений. В конце концов по объективным причинам (возраст, болезни, численное превосходство) новые эмигранты из числа «демшизы» вытеснили старых эмигрантов-«патриотов».
С этого времени изменилась и политика вещания радиостанции. Солженицын, которого за имя еще иногда пускали выступить на радио, возмущался:
«Свобода» имеет 15 редакций на языках наций СССР, о работе их я не могу судить. Но 16-я радиостанция должна была бы быть русской. И так — называться. Но русскому народу отказано в том, что получают остальные нации. На радиостанции «Свобода» господствует ложная теория, что не может быть собственно русских передач, а лишь передачи «вообще для советского народа». Так с самого начала русские интересы и русские национальные чувства и сознание изживаются, подавляются, обречены на стирание. Из передач на русском языке создаётся бессмысленный «советский» гибрид, не удовлетворяющий никого. Из русской истории вычёркиваются многие события, крупные деятели и мыслители, не подходящие под либерально-демократическую трактовку. К суждению об отдельных моментах русской истории всегда охотнее привлекается не русский деятель, не русский учёный, а западный историк, хотя бы даже второстепенный, с поверхностными познаниями, или даже корреспондент.
Разумеется, разжигать скандалы помогало и КГБ, которое внедряло своих агентов. Самым ярким оказался Олег Туманов, который долгое время работал на радио и даже дорос до исполняющего обязанности главного редактора русской службы. В 1986 году стукач бежал обратно в СССР, когда выяснилось, что все это время он работал на советские спецслужбы.
В СССР «Свободу», как и другие «вражеские голоса», глушили с самого начала и до конца 1988 года, когда запрет отменил Горбачев. В разные годы на радиостанции зачитывались вслух запрещенные в СССР произведения, передавались новости, гораздо более точные, чем по советскому ТВ. В условиях отсутствия интернета и альтернативных телеканалов «Свобода» была неплохим источником альтернативных новостей и пользовалась определенной популярностью.
Радио существует и сейчас, но окончательно превратилось в рассадник радикальной демшизы даже по сравнению с концом 70-х — началом 80-х годов. Периодически скандалы возникают и сейчас, как в случае с Машей Гессен, которая, став главредом, разогнала всех гетеросексуалов, в связи с чем пришлось увольнять едва ли не всех сотрудников, а закончилось все увольнением самой Гессен.
В настоящее время вещание радиостанции полностью прекращено в странах бывшей народной демократии, вступивших в ЕС. Летом 2016 года «Свобода» прекратила вещание на коротких волнах в России.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг