13 июля 1931 года на заседании ЦИК СССР под председательством Калинина принято окончательное решение об уничтожении храма Христа Спасителя.
Церковь не относилась к памятникам старины и открылась только в начале 80-х годов XIX века, но быстро завоевала популярность и превратилась в один из главных московских храмов, где проводились службы по важным государственным торжествам. Этому способствовали и внушительные размеры, и внутренний облик строения (над украшением работали ведущие русские художники, даже нынешний храм — бледная копия оригинала). Уже в советское время после раскола церкви большевики передали контроль над храмом обновленцам, которых поддерживали на первых порах. Настоятелем стал лидер советских обновленцев, митрополит Введенский.
После переезда столицы в Москву население стало резко расти. Общественный транспорт уже не справлялся с толпами горожан, поэтому началась тотальная перестройка города, закрепленная в т. н. сталинском генеральном плане реконструкции Москвы. В рамках этого документа сносили множество достопримечательностей и исторических объектов, которые так или иначе мешали планам перестройки.
На месте храма планировалось возвести великую вавилонскую башню коммунизма — Дворец советов высотой более чем в 400 метров с 75-метровой статуей Ленина с протянутой рукой. Здание по ночам собирались великолепно освещать. Просто представьте, как выглядел бы этот гигантский бетонный фаллос с Лениным в маленькой и низенькой Москве того времени.
Решение о сносе храма и строительстве Дворца советов первоначально приняли на заседании Политбюро и затем окончательно оформили на заседании ЦИК 13 июля 1931 года:
Ввиду отвода участка, на котором расположен храм Христа Спасителя, под постройку Дворца Советов, указанный храм ликвидировать и снести. Поручить Президиуму Мособлисполкома ликвидацию (закрытие) храма произвести в декадный срок… Ходатайство хозяйственного отдела ОГПУ о смывке золота и ходатайство строительства Дворца Советов о передаче строительного материала внести на рассмотрение секретариата ВЦИК.
Протесты отдельных деятелей искусства не помогли. В прессе запустили шумную кампанию за снос, суть которой сводилась к тому, что новой пролетарской Москве ни к чему наследие дремучей, отсталой и мракобесной помещичье-купеческой Москвы прошлого.
Первоначально планировалось храм разобрать, но задача оказалось непосильной — строили в Императорской России на совесть. Тогда решили взрывать. 5 декабря со второй попытки (после первой здание устояло) храм разрушился.
Вскоре на месте руин начали возведение фундамента для коммунистической башни. Однако из-за сложности задачи дело затягивалось: одного из руководителей стройки успели объявить вредителем и затаившимся троцкистом и расстрелять.
К началу войны фундамент был закончен и началось возведение высотной части. Но тут появились куда более насущные задачи. Сначала стройка остановилась. Потом уже построенные элементы начали разбирать на противотанковые укрепления, к концу войны разобрали все.
После 45-го к проекту не стали возвращаться из-за нехватки денег и средств, всё-таки инфраструктура страны очень сильно пострадала. В хрущевские времена к идее вновь вернулись, но посчитали вызывающей. Объявили новый конкурс на здание Дворца советов, но вскоре решили строить Дворец съездов в другом месте, а на месте фундамента открыть плавательный бассейн.
В конце перестройки началось мощное движение за восстановление храма, люди стали собирать деньги, которые в итоге пропали в период шоковой терапии. Потому строить церковь начали уже в РФ и де-факто это стало государственным проектом, который осваивал уже Церетели. Храм восстановлен во второй половине 90-х годов XX века.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг