7 августа 1987 года произошла одна из крупнейших железнодорожных катастроф в советской и российской истории. Погибли больше ста человек. Грузовой состав из 55 вагонов с зерном был сформирован на станции Армавир-1. Далее поезд прибыл на станцию Лихая, где бригады машинистов менялись. У первой группы произошли небольшие неполадки: не удалось закрыть концевой кран тормозной системы первого вагона, и эту операцию пришлось сделать между 6 и 7 вагонами. Но по какой-то причине машинисты не сказали об этом сменщикам.
Люди менялись в спешке, на Лихой скопилось множество поездов. Осмотрщики провели поверхностную проверку состава. Один — осмотрел тормозные колодки на вагонах, а другой изучил только первый вагон и… ушел. Новые машинист и его помощник оказались не в курсе проблем.
После отправления машинист проверил работу тормозной системы, которая работала, но тормозной путь в два раза превышал ожидаемый. Машинист решил, что так и надо, у него не было опыта перевозки столь тяжелых составов.
Точку невозврата состав прошел после первого затяжного спуска. Попытки торможения не дали никакого результата, махина только набирала скорость. Не помогло даже экстренное торможение.
Впереди маячила станция Каменская, под завязку набитая поездами, занявшими все пути. Машинисты сообщили на станцию о серьезных неполадках. Диспетчер решил пропустить пассажирский поезд без остановки, чтобы освободить путь и избежать столкновения. Но не смог ни с кем связаться: помощник машиниста неуправляемого грузового состава забыл переключить радиостанцию и эфир забили помехи.
Пассажирский поезд прибыл на Каменскую, началась посадка пассажиров. Стрелки перевести невозможно, все пути заняты, неуправляемый состав вот-вот на полном ходу влетит на Каменскую. Буквально в последнюю минуту удалось связаться с машинистом пассажирского поезда и объяснить ситуацию. Пассажирский машинист, не теряя ни секунды, тронулся с места, однако проводники ничего не знали. По инструкции, если начинается нештатное движение во время посадки/высадки, то проводник обязан сорвать стоп-кран. И кто-то из проводников ровно по инструкции рванул стоп-кран. Начавший двигаться пассажирский поезд вновь остановился. В это время на Каменскую со скоростью 140 километров в час влетел грузовой состав, по пути потерявший большую часть вагонов. Последовал сильнейший удар: два последних вагона пассажирского поезда в буквальном смысле слова разнесло в труху, сильно покорежило третий с конца вагон. Всего погибли 106 человек, а еще 114 — серьезно пострадали.
По итогам расследования катастрофы главными виновными назначили осмотрщиков, которые толком не проверили тормозную систему. Они получили по 12 лет лишения свободы.
Эта железнодорожная катастрофа не стала крупнейшей в истории. Но она наглядно иллюстрирует раздолбайство, царившее в советском обществе в 80-е годы, апатию и разгильдяйство, «авось» как главный фактор безопасности. Уроков той трагедии никто не выучил — через два года под Уфой погибнут сразу 600 человек.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг