15 августа 1946 года в СССР началась борьба с космополитизмом. Эта кампания длилась всего три года, но запомнилась своей масштабностью.
Причина — охлаждение отношений с союзниками. Вторая мировая сблизила закрытый СССР с Западом. США и Британия даже выпускали на территории Союза свои издания — газету «Британский союзник» и журнал «Америка». Но зарождающаяся Холодная война вновь оттолкнула державы, и издания были закрыты.
Требовалось объяснить населению, почему вчерашние союзники на самом деле являются главными врагами. Пропаганда вовсю старалась противопоставить новую советскую цивилизацию западным капиталистам. Сюда же относятся высказывания Джугашвили о русском народе и русской истории. Никаким русским националистом «отец народов», конечно же, не был. Ему было выгодно заигрывать с национальными чувствами народа-победителя.
Началась подковерная возня. 14 августа 1946 года Оргбюро ЦК раскритиковало хозяина Ленинграда Жданова — мол, подведомственные ему местные писатели совсем распоясались. Постановление гласило:
Ленинградский горком ВКП(б) проглядел крупнейшие ошибки журналов, устранился от руководства журналами и предоставил возможность чуждым советской литературе людям, вроде Зощенко и Ахматовой, занять руководящее положение в журналах. Более того, зная отношение партии к Зощенко и его «творчеству», Ленинградский горком (тт. Капустин и Широков), не имея на то права, утвердил решением горкома от 28.I. с.г. новый состав редколлегии журнала «Звезда», в который был введен и Зощенко. Тем самым Ленинградский горком допустил грубую политическую ошибку. «Ленинградская правда» допустила ошибку, поместив подозрительную хвалебную рецензию Юрия Германа о творчестве Зощенко.
Били по писателям, а попадали по Жданову — разгоралась борьба между ним, Маленковым и Берией за близость к телу вождя. Жданов удар отбил и перехватил инициативу. 15 августа 1946 года он выступил на пленуме ЦК, в пух и прах разбив «подонков литературы» и взявшись возглавить войну с «низкопоклонство перед Западом».
Партия брала искусство в ежовые рукавицы. Уже через полторы недели после объявления победы постановили — театрам запрещается ставить спектакли буржуазных писателей и драматургов. Исключение делалось для левых и социалистических, но рекомендовали ставить работы, выдержанные в духе советского патриотизма.
Весной 1947 года по инициативе Жданова выходит постановление об организации «Судов чести» во всех советских ведомствах. Как сообщал документ, эти суды создавались с целью:
…содействия воспитанию работников государственных органов в духе советского патриотизма и преданности интересам советского государства и высокого сознания своего государственного и общественного долга, для борьбы с проступками, роняющими честь и достоинство советского работника, в министерствах СССР и центральных ведомствах создаются Суды чести.
На Суды чести возлагается рассмотрение антипатриотичных, антигосударственных и антиобщественных поступков и действий, совершенных руководящими, оперативными и научными работниками министерств СССР и центральных ведомств, если эти проступки и действия не подлежат наказанию в уголовном порядке.
Приоткрывшийся на доли миллиметра «железный занавес» вновь опустился. Под колпаком оказались даже вкусы зрителей и слушателей. Увлекавшимся западным искусством и музыкой грозило разоблачение и общественное порицание. Буржуазные произведения искусства запрещались. Расформирован музей современного искусства. На экраны и на полки библиотек попадают фильмы и книги, разоблачающие подлую сущность американских империалистов. Сюжеты фильмов-лидеров проката 40-х незамысловаты:
«Суд чести»
Советские учёные-биохимики профессора Лосев и Добротворский сделали научное открытие, позволяющее эффективно бороться с болью. Находясь в научной командировке в США, учёные делятся результатами исследования с коллегами из США (на деле оказавшимися бизнесменами и разведчиками), опубликовав там статью о ещё не завершенном труде своего коллектива. По возвращении учёные были подвергнуты критике. Однако учёные настаивали на том, что «наука не имеет границ» и что знание должно принадлежать всему человечеству. Возмущённая «идейной незрелостью», Добротворского решительно осуждает его жена. В итоге ученые были осуждены за космополитизм и наказаны по решению Суда чести. Добротворский раскаивается в своём поступке.
«Великая сила»
Советский профессор Лавров — экспериментатор, учёный-селекционер, ученик и последователь И. В. Мичурина, сторонник мичуринской агробиологии и поборник теории Т. Д. Лысенко — добивается успеха при выведении новой породы кур высокой яйценоскости и продуктивности, в лёгкую опровергая идеалистическую теорию наследственности западных учёных.
В январе 1948 года курировавший кампанию Жданов запускает в оборот фразу «безродные космополиты». Ей дразнили всех сомневающихся в первенстве СССР, в любой сфере. Доходило до абсурда — выяснялось, что на территории СССР изобрели и первый в мире воздушный шар, и велосипед, и паровоз. Оттуда же знаменитая анекдотичная фраза: «СССР — родина слонов». Советские историки громили теорию норманнизма. Досталось даже композитору Вано Мурадели — этническому армянину, который из преклонения перед Сталиным сменил имя, выдавал себя за грузина и превозносил грузинскую культуру.
Всё закончилось в 1948 году — Жданов умер. Знамя борьбы с космополитами подхватил товарищ Суслов, но он такой влиятельностью не обладал, и дело застопорилось. Чуть позже Сталин окончательно завершил эту кампанию.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг