2 сентября 1908 года родился Валентин Глушко — злостный вредитель и, по совместительству, один из отцов «Бурана», ключевая фигура нашей космической программы.
Глушко родился в Одессе в 1908 году. Его дед — обычный крестьянин-батрак, отец — служащий с высшим образованием. Сам Глушко получил хорошее домашнее образование, а вот его официальная учеба оказалась скомканной. Учиться он начал в 1919 году, но военные действия очень мешали процессу — Одесса постоянно переходила из рук в руки, что порождало перманентную неразбериху.
Глушко еще в детстве увлекся межпланетными перелетами и даже писал письма Циолковскому. После окончания профтехшколы, которую создали на месте расформированного реального училища, Глушко уехал в Ленинград, где поступил в ЛГУ. Что характерно, он так и не смог его окончить. Его отчислили уже на пятом курсе за неоплату обучения. Да-да, в государстве рабочих и крестьян при товарище Сталине было платное образование.
Тем не менее талантливый молодой человек, который в качестве дипломной работы сделал проект космического корабля (!), был принят в знаменитую Газодинамическую лабораторию, из которой выросла вся советская космическая программа.
Тем временем наступил большой террор. Ловкий инженер Костиков вовремя сориентировался и начал закладывать вредителей-троцкистов, свивших гнездо в перспективной отрасли и специально делающих вредительские двигатели. Директора Клейменова и главного инженера Лангемака расстреляли, а Королева и Глушко как вредителей арестовали. Королеву дали 10 лет, а Глушко — 8. Костиков получил должность главного инженера. Оба потом всю жизнь люто ненавидели доносчика. Уже после войны Глушко, тогда уже видный специалист, встретил в Берлине своего недруга и набил ему морду.
Глушко отправили в «шарашки», где он занимался разработкой вспомогательных силовых установок для жидкостно-реактивных двигателей. В заключении он провел 6 лет. В 1944 году Королев, Глушко и еще несколько видных специалистов были освобождены.
Позже Глушко стал одной из ключевых фигур советской космической программы. Если Королев был главным конструктором ракет, то Глушко занимался разработкой двигателей. Долгие годы двигатели, созданные Глушко, использовались для советских межконтинентальных баллистических ракет. Первый искусственный спутник Земли был запущен на его двигателях. И первый человек тоже. На ракетах-носителях «Восход», доставлявших на орбиту и Гагарина, и других первых космонавтов, стояли его двигатели — РД-107 и РД-108.
Однако при жизни отношения между двумя лидерами были весьма натянутыми. Они постоянно спорили, ругались, а потом и вовсе дошло до соперничества между их КБ, когда даже рядовые сотрудники имели друг на друга зуб.
Глушко играл важную роль практически во всех советских космических разработках: «Восход», «Салют», «Прогресс», «Союз», но вершиной стало создание первого советского многоразового космического корабля «Буран».
Программа «Энергия-Буран» стала вершиной советской космонавтики. Ракета-носитель «Энергия», сконструированная под руководством Глушко, стала самой мощной в истории советской космической промышленности. «Буран» хоть и вдохновлялся американским «Шаттлом», имел очевидное преимущество. Он мог совершать полеты, включая взлет и посадку, полностью в автоматическом режиме, без участия людей. Тогда как «Шаттл» мог приземлиться только с ручным управлением.
Глушко умер в 1989 году в возрасте 80 лет. В постсталинское время он был обласкан советской властью. При Хрущеве его окончательно реабилитировали и наградили, кажется, всеми возможными наградами, включая 5 орденов Ленина и 2 звезды Героя соцтруда.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг