6 октября 1995 года в Грозном было совершено покушение на генерал-лейтенанта Анатолия Романова. В результате он получил тяжелейшие ранения, чудом выжил и стал инвалидом. Чтобы было понятнее, Анатолий Романов не просто какой-то генерал, пусть и высокопоставленный, а командующий внутренними войсками РФ. То есть он фактически находился почти в том же ранге, что сейчас занимает Виктор Золотов.
Советская карьера Романова типичная для выходца из деревни того времени. Срочная служба в армии, в ходе которой на толкового молодого человека обратили внимание и отправили в сержантскую школу. После окончания службы ему предложили продолжить военную карьеру. Военное образование получал в Саратовском военному училище, готовившем офицеров для внутренних войск.
Произвел хорошее впечатление на преподавательский состав и после его окончания остался преподавателем и командиром курсантского батальона. К началу перестройки попал в закрытый атомный город Златоуст-36 (там производили советские атомные бомбы), где командовал полком ВВ. К моменту распада СССР имел звание полковника.
Резкий карьерный рост начался уже в постсоветской России. Ельцину требовались новые кадры, и он предпочитал опираться не на бывших руководителей союзного уровня, а на чуть менее высокопоставленную прослойку начальников. Большую роль в восхождении Романова сыграл генерал Анатолий Куликов, который пользовался расположением Ельцина и был назначен командующим внутренними войсками.
При Куликове Романов возглавил управление по охране важных государственных объектов и специальных грузов, а также являлся заместителем самого Куликова. Кроме того, он отвечал за боевую подготовку внутренних войск. Как и Куликов, генерал Романов принимал активное участие в октябрьских событиях в Москве в 1993 году. Их подчиненные участвовали в штурме Дома Советов. К слову, тру-коммунисты с тех пор их за это неистово ненавидели.
После начала Первой чеченской кампании Куликов возглавил Объединенную группировку федеральных войск в Чечне. Стоит отметить, что на фоне советских генералов, которые еще при товарище Сталине потеряли спортивную форму и зачастую выглядели так, словно не потянули даже программу сельской пятилетки, Романов выделялся. Подтянутый, стройный, в черных очках — он больше напоминал героя американских боевиков, чем советского генерала.
Летом 1995 года начался короткий звездный час генерала. Куликов получил пост министра внутренних дел и составил протекцию своему подчиненному. Романов занял его посты — начальника объединенной группировки федеральных войск, действующей в Чечне, а также главкома внутренних войск.
Вскоре после буденновского теракта установилось т. н. буденновское перемирие. Обе стороны договорились об обмене пленными и прекращении огня. В Москве пытались провернуть авантюру с выборами лояльного президента Чечни. Дудаев слишком испачкался образом сепаратиста и переговоры с ним не вели. Вместо него выбрали наиболее адекватного из полевых командиров — бывшего полковника советской армии Масхадова.
Кроме того, Хасбулатов после неудачи 1993 года пытался вернуться в политику и назойливо предлагал свою кандидатуру в качестве посредника. 6 октября 1995 года должны были состояться переговоры между Романовым и Масхадовым. Но перед этим генерал должен был заехать к Хасбулатову.
Но до него он так и не добрался. В тоннеле на площади Минутка автомобиль Романова подорвался на радиоуправляемом фугасе. Генерал получил тяжелейшие ранения и почти три недели находился в коме. Информация о самочувствии генерала передавалась едва ли не в каждом выпуске новостей. Все же главком ВВ, командующий ОГВ в Чечне и заместитель министра внутренних дел — далеко не последний человек в государстве.
После покушения Романова повысили в звании до генерал-полковника и наградили звездой Героя России. До декабря он формально оставался на своих постах. Но когда стало окончательно ясно, что к осмысленной деятельности он уже не сможет вернуться, его освободили от должностей.
Более 20 лет Романов проходит лечение в российских военных госпиталях. Нельзя сказать, что его бросили на произвол судьбы, все же он получал соответствующие его рангу лечение и реабилитацию, но ранения оказались слишком тяжелыми. Генерал по-прежнему не в состоянии двигаться и говорить. Не так давно ему исполнилось 69 лет. Весной этого года в Саратове в честь героя установили памятник.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг
Поддержите «Спутник и Погром» покупкой подписки (клик по счетчику просмотров справа внизу) или подарите ее друзьям и близким! У нас нет и никогда не было никаких других спонсоров кроме вас — наших читателей.