6 декабря 1971 года умерла балерина Матильда Кшесинская. В 2017 году в результате выхода в прокат всем известного фильма и яростной полемики вокруг него она неожиданно превратилась едва ли не в ключевую фигуру Дореволюционной России.
Кшесинская родилась в семье знаменитого польского танцовщика Феликса Кшесинского, давно работавшего в Мариинском театре. Она была поздним ребенком, отцу уже перевалило за 50 лет к моменту ее рождения.
С таким отцом ее дальнейшая карьера была предопределена еще в детстве. В 1890 году закончившая обучения балерина была принята в труппу Мариинского театра — ей как раз исполнилось 18 лет. Примерно тогда же состоялось знакомство с цесаревичем Николаем Александровичем. Как раз вокруг этого факта и развернулась безумная полемика с обеих сторон в 2017 году.
Безумная она потому, что ни одна из участвующих в ней сторон не понимала реалий того времени и считала эту недолгую связь чем-то из ряда вон выходящим. Наследники престола жили полноценной жизнью, не стоит путать монархов и монахов — до свадьбы были и поклонницы, и всякого рода приключения. Тот же Николай II женился только в 26 лет. Александр III женился в 21 год, но сугубо по политическим причинам, из-за трагической и внезапной смерти брата, который и был наследником престола. Александр II женился в 23 года.
Разумеется, отношения будущих императоров с балеринами или фрейлинами носили временный характер — это понимали все стороны. Но подобная связь была выгодна всем — юные наследники получали опыт общения с дамами своего уровня, а фаворитки могли рассчитывать на успех в дальнейшей карьере и, позднее, — браке.
Александр II в юности встречался с тремя фрейлинами (не одновременно), Александр III имел роман с фрейлиной княжной Мещерской, Николай II — с балериной Кшесинской. Как и было заведено, сразу же после вступления в брак отношения прекращались.
Каких-то особых бонусов в карьере Кшесинская от этих отношений, впрочем, не получила (например, примой Мариинки стала уже после окончания романа), некоторый ее взлет произошел уже благодаря любовной связи с великим князем Сергеем Александровичем.
Вопреки легенде, самой популярной балериной она никогда не была, хотя и входила в пятерку топовых русских танцовщиц. Тем не менее Дягилев под предлогом неизвестности за границей (а также из-за неважных личных отношений) долгое время ее игнорировал и на Русские сезоны в Европе не приглашал. Однако в одном сезоне между ними сложился странный альянс, вынужденный скорее политическими причинами.
Дело в том, что Дягилев давно уже рассчитывал на пост директора Императорских казенных театров, который занимал Теляковский. Когда-то они даже дружили, но отказ Теляковского взять Дягилева на службу положил начало их противостоянию.
Теляковский опасался конкуренции с Дягилевым, а Дягилев действительно рассчитывал возглавить все российские театры, особенно после успеха его Русских сезонов. Дальше к этой вражде стали добавляться и другие факторы. Дягилев вербовал в свои постановки танцовщиков и танцовщиц из императорских театров, Теляковский жаловался, что тот уводит у него людей. Кроме того, они не могли поделить славу. Дягилев считал себя открывателем талантов (справедливо), но и Теляковский отказывался уступать, считая, что все дягилевские таланты сначала были открыты дирекцией императорских театров (тоже отчасти справедливо).
Против Теляковского пытались организовывать шумные кампании в прессе, выступал даже сам Дягилев: мол, Теляковский бездарность и не имеет права занимать столь высокий пост. Однако это не помогло. Тогда он попытался заручиться поддержкой Кшесинской, рассчитывая с ее помощью арендовать у дирекции театров Михайловский театр для дягилевской частной антрепризы. Однако Теляковский не собирался уступать конкуренту и отказал.
Интриганы вроде Родзянко позднее сочиняли упоительные истории про то, что Кшесинская лично управляла чуть ли не артиллерийским ведомством, но на деле не смогла помочь даже в закулисных интригах. Впрочем, это из серии «Распутин командовал фронтами», то есть очевидная выдумка.
После революции Кшесинская покинула страну, осев во Франции, где вышла замуж за Андрея Владимировича, одного из самых активных «кирилловичей». За активную поддержку Кирилл Владимирович присвоил его супруге Кшесинской княжеский титул.
В эмиграции она преподавала в своей балетной школе. Возраст уже не позволял ей танцевать. Умерла она 6 декабря 1971 года в возрасте 99 лет.
Кшесинская была известной в России балериной, но все же не являлась суперзвездой уровня Анны Павловой или Тамары Карсавиной. Знаменитой ее сделала юношеская связь с наследником престола. Никакого политического влияния она, разумеется, не имела, это даже не столько февралистские, сколько советские байки от Пикуля и т. п. персонажей, которые с удовольствием цитируют необольшевики, выдавая за реальность.
Крупнейшая в РФ сеть кинотеатров отказалась от показа «Матильды». Ну ох*еть теперь!
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг
Поддержите «Спутник и Погром» покупкой подписки (клик по счетчику просмотров справа внизу) или подарите ее друзьям и близким! У нас нет и никогда не было никаких других спонсоров кроме вас — наших читателей.