25 декабря 1979 года началась Афганская война. В этот день в Афганистан перебросили первые регулярные советские части. То, что задумывалось как недолгая операция, растянулось на 10 лет и внесло немалый вклад в итоговую дестабилизацию обстановки в самом СССР.
СССР традиционно имел с Афганистаном особые отношения. Большевики, сами на тот момент еще мало кем признанные, первыми в мире признали власти Амануллы-хана и даже оказывали ему экономическую поддержку, направляли советников.
Задолго до начала Афганской войны советские войска дважды проводили военные операции на территории Афганистана. Первый Афганский поход советской армии состоялся еще в 1929 году и преследовал цель возвращения престола Аманулле. Афганского монарха свергли радикальные исламисты, недовольные его буржуазными реформами.
В ответ на свержение Амануллы в СССР сформировали сводный отряд численностью около 2 тысяч человек. Он должен был действовать под видом афганцев, солдатам выдали афганскую форму, афганские имена, формально они подчинялись одному из лояльных свергнутому монарху офицеров. На деле командовал отрядом будущий комкор Примаков, действовавший под именем Рагиб-бея и изображавший этнического турка.
Вскоре ему на помощь выдвинулся второй отряд численностью менее 500 человек. Советские отряды были хорошо вооружены, имели артиллерию и пулеметы, так что им удалось занять несколько городов. Но внезапно Аманулла передумал бороться за власть и бросил лояльные ему войска, бежав со всей государственной казной из страны.
Советские отряды пришлось выводить. Но уже в следующем году начался второй Афганский поход советской армии. На этот раз его целью были базы басмачей, бежавших с территории советской Средней Азии. Сводный отряд под командованием Мелкумова-Мелкумяна вторгся на территорию Афганистана и разрушил несколько басмаческих баз и кишлаков, уведя с собой лошадей и верблюдов. Местных жителей не трогали.
После этого Афганистан на долгие годы выпал из советского поля зрения и вновь оказался там в 1973 году, когда Мухаммед Дауд сверг монарха и провозгласил республику. Дауду помогали местные коммунисты, но придя к власти, он начал гонять всех. Пытаясь усидеть сразу на всех стульях, Дауд одновременно внедрял и элементы национализма, и социализма, и исламизма. Но в итоге это вызвало недовольство всех политических сил, каждая из которых считала его предателем. В ответ Дауд начал гонения на оппозицию и в итоге через пять лет был свергнут армией, некогда приведшей его к власти. Многие офицеры афганской армии придерживались левых взглядов.
Эти события получили название Апрельской революции. В результате к власти пришла народно-демократическая партия, которая придерживалась марксистских взглядов. В стране началась радикальная модернизация, мечети закрывали, мужчинам предписывалось брить бороды, а женщинам — снимать паранджу, местные традиции отменялись. В Москве, однако, были не в восторге от прыти афганских коммунистов и советовали попридержать коней, опасаясь резкого роста исламского радикализма, что в конечном счете и случилось.
Недовольные почти сразу объявили джихад, и в южных регионах страны началось вооруженное сопротивление, поддерживаемое соседним Пакистаном. Лидер страны Тараки пытался получить военную поддержку СССР против исламских боевиков, но в Москве благоразумно уклонились.
Вскоре возникла новая проблема — Хафизулла Амин. Он начал слетать с катушек и сверг Тараки, став лидером государства. Амин в свое время учился в Америке, где и стал убежденным марксистом. Но, перечитав советской истории, решил действовать как товарищ Сталин — первыми пустил под нож конкурентов.
В СССР несговорчивым Амином, который явно стремился физически уничтожить вообще всех политических конкурентов, были недовольны. К тому же из-за его действий началось брожение в главной опоре НДПА — армии. Тем временем джихад исламистов продолжался, армия становилась все менее управляемой, и Амин нуждался в советской помощи.
Этим и решили воспользоваться. После очередной просьбы Амина прислать войска в СССР сформировали т. н. Мусульманский батальон, набранный из среднеазиатских жителей СССР. Его задачей была охрана резиденции Амина, а точнее даже самого Амина. Солдаты носили форму афганской армии.
7 декабря 1979 года они были переброшены в Афганистан. В то же время в узком кругу Брежнева обсуждался вопрос о введении войск в Афганистан. Главными инициаторами военной операции выступили глава КГБ Андропов, министр обороны Устинов и министр иностранных дел Громыко. Брежнев был против до того момента, пока Тараки не был свергнут и убит Амином. С этого момента и генсек стал сторонником военного вмешательства. Единственный член Политбюро, выступивший резко против начала войны — Косыгин.
Опираться предполагалось на договор и дружбе и помощи, подписанный еще при участии Тараки в 1978 году. Официальные формулировки звучали следующим образом:
С учетом военно-политической обстановки на Среднем Востоке последнее обращение правительства Афганистана рассмотрено положительно. Принято решение о вводе некоторых контингентов советских войск, дислоцированных в южных районах страны, на территорию Афганистана в целях оказания интернациональной помощи дружественному афганскому народу, а также создания благоприятных условий для воспрещения возможных антиафганских акций со стороны сопредельных государств.
Днем 25 декабря советские части пресекли афганскую границу. Часть солдат перебросили по воздуху, а мотострелковые части двигались по земле. Все проводилось в согласовании с Амином.
Первоначально даже в Политбюро предполагалось, что участия в боевых действиях советские части принимать не будут и только возьмут под охрану важные объекты и населенные пункты, чтобы высвободить силы афганской армии для участия в боевых действиях.
27 декабря силами отряда «Альфа» и Мусульманского батальона начался штурм резиденции Амина. Сам афганский лидер был убит. Власть передали ставленнику Андропова Кармалю.
Через 10 дней после введения советских войск в Афганистан США объявили о новых санкциях против СССР. Контракт на поставки американского зерна аннулировали. Администрация Картера даже пыталась надавить на крупнейших экспортеров зерна и заставить их не продавать его СССР. Вся затея вскоре развалилась. Экспортеры слушать американцев не захотели, а в США фермеры несли огромные убытки, так что уже в 1981 году зерновое эмбарго отменили.
Также налагался запрет на продажу американских лицензий в высокотехнологичных сферах. Позднее к этому запрету добавился другой: на продажу электроники и оборудования для разработки и эксплуатации газовых и нефтяных месторождений. Максимально свернули культурные связи, США и союзники отказались ехать на Олимпийские игры в Москве в 1980 году.
Кроме того, США очень давили на главных торговых партнеров СССР — европейские страны. В частности, Рейган пытался добиться полного запрета на продажу СССР любой продукции, произведенной по американским лицензиям.
Не то чтобы американцам так уж важен был Афганистан. Откровенно говоря, им было плевать на него, как и на демократию, права человека и т. д. Главные опасения базировались на том, что СССР, взявший под военный контроль Афганистан, автоматически превратится в серьезную угрозу для всего Ближнего Востока и попытается взять под контроль местные источники нефти, то есть подорвет американское влияние в регионе и превратит Советский Союз чуть ли не в главного мирового нефтяного монополиста.
Американцы настолько перепугались, что президент Картер даже выступил по этому случаю с обращением к нации. Тут же американцы связались с Пакистаном, предложив поставки вооружения для укрепления обороноспособности, а также связались с рядом ближневосточных государств, договорившись об использовании американских военных баз в случае угрозы региону. Также начались поставки вооружения афганским исламистам.
Самое забавное, что советские старцы из Политбюро просто не мыслили подобными категориями, у них и в мыслях не было брать под контроль источники нефти и изменять баланс сил. Они просто хотели удержать неожиданно свалившийся им в руки Афганистан под своим контролем — но не смогли и этого.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг
После блокировки российскими властями «Спутнику» как никогда нужна ваша поддержка. Пожалуйста, поддержите нас посильным денежным переводом или покупкой подписки. У нас нет и никогда не было никаких других спонсоров, кроме вас — наших читателей. Спасибо!