25 января 1938 года родился Владимир Высоцкий — самый популярный и культовый деятель культуры советского времени. По прижизненной популярности он мог сравниться в СССР разве что с Есениным и Гагариным. Но Есенин все же был отчасти трофейным, дореволюционным. А Гагарин — это отдельная история. Так что Высоцкого смело можно назвать самым знаменитым советским деятелем поп-культуры.
По отцовской линии Высоцкий имел еврейские корни, по материнской — русские. Отец прошел войну, дослужился до звания полковника. Дядя — тоже полковник, и тоже прошел всю войну, к тому же еще немного писатель, на фронтовую тематику.
Когда Высоцкому исполнилось 9 лет, родители развелись, и он остался жить с отцом. Несколько лет прожил в Германии, затем вернулся в Москву. Родители, как люди образованные, сына старались развивать, так что юный Высоцкий выучился играть на фортепиано, ходил в драматический кружок и после окончания школы пошел не на завод, как 90% его сверстников, а поступил в институт. Правда, не в тот, куда хотел. По настоянию отца пришлось учиться в МИСИ. Однако чертить чертежи ему было скучно, и, не доучившись даже до конца первого курса, он отчислился по собственному желанию, а затем поступил в школу-студию при МХАТ.
После окончания учебы несколько лет играл второстепенные роли в не самом популярном театре им. Пушкина, безуспешно пытался пробиться в «Современник», играл эпизодические роли в фильмах. В общем, стандартная карьера заштатного актера средней руки.
Все изменилось, когда Высоцкий попал в Театр на Таганке. В заштатный на первый взгляд театр как раз пришел модный и почти авангардный режиссер Любимов. Он набрал новую труппу и начал ставить спектакли, выходившие за рамки советского официоза с его постановками про героическую борьбу рабочих за качество цемента.
Театр стал самым прогрессивным и культовым в столице, а Высоцкий превратился в звезду. В то же время он обретает популярность как исполнитель песен собственного сочинения. В 70-е Высоцкий становится главной звездой СССР. На его «Гамлета» ломятся многие тысячи москвичей. Некоторые специально приезжают в столицу, только чтобы посмотреть на бенефис Высоцкого. Его активно зовут сниматься в кино. Гастроли артиста пользуются бешеным успехом. Он женат на французской гражданке и спокойно выезжает за границу.
Существует весьма популярное убеждение, что Высоцкого преследовала власть, всячески запрещала и ущемляла. Впрочем, легенды о страдающих от жестоких властей творцах закрепились в России еще задолго до революции. И благополучно сохранились в советские времена. Точно так же утверждалось, что большевики гнобили Есенина, хотя почти вся верхушка партии была его страстными фанатами — его вытаскивали из милиции, спускали с рук все проделки, а лично Дзержинский бегал за Есениным, чтобы уговорить его выйти из запоя и хотя бы на время завязать.
Примерно такая же ситуация была с Высоцким. Да, формально ему не посвящали телепередач, как современным звездам. Но Высоцкий жил так, как не жила даже высшая номенклатура. Гонял на иномарках по Москве, принимал вещества, его пластинки выпускались без особых препятствий, на гастролях ему платили как артисту высшего разряда и квалификации, его регулярно выпускали за рубеж. Более того, он выезжал туда не только как частное лицо, но и с гастролями, на что требовалось одобрение совсем уж высоких чинов. Высоцкий мог позволить себе писать письма в ЦК, дескать, а что это меня критикуют какие-то там критики в газетах, а ну-ка дайте мне слово, я им устрою. Высоцкий пел перед голливудской тусовкой, тусовался с опальным Бродским и невозвращенцем Барышниковым. И за все это ему никогда ничего не было.
Разумеется, все это было бы просто невозможно, если бы в высших эшелонах ему не благоволили. Да, Высоцкий не считался 100% идеологически выверенным поэтом. Но тут как с Есениным. Пусть тот и не революционер, и пишет стихи про проституток и пьяную удаль, зато он их пишет хорошо. Высоцкий в политику не лез, а наверху закрывали глаза на то, что часть репертуара составляет блатная лирика.
Высоцкий умер в 1980 году, в самый разгар московской Олимпиады. Причина смерти неизвестна — родственники запретили делать вскрытие. Похороны Высоцкого, как и похороны Есенина, превратились в событие национального масштаба. Попрощаться с ним пришло огромное количество поклонников. Единственное отличие от похорон Есенина заключается в том, что не было вывесок про смерть великого русского национального поэта.
За пределами советского пространства Высоцкий был не очень известен, но зато в СССР стал настоящим культовым героем. Независимо от музыкальных вкусов и взглядов, вряд ли можно найти человека на бывшем советском пространстве (за исключением каких-нибудь кишлаков в горах), который не слышал бы его имени.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг
Поддержите «Спутник и Погром» покупкой подписки (клик по счетчику просмотров справа внизу) или подарите ее друзьям и близким! У нас нет и никогда не было никаких других спонсоров кроме вас — наших читателей.