8 марта 1946 года в СССР упразднили украинских униатов. Грекокатолическую церковь на Западной Украине просто отменили, а униаты вернулись в православие.
Униатами грекокатоликов называли в России со времен Брестской унии 1596 года. В те времена значительная часть православного населения нынешних Украины, Белоруссии и части России оказалась под контролем польских католиков. Поляки особой религиозной терпимостью не обладали, но и насильно перекрестить несколько миллионов человек тоже не могли — это грозило настоящим восстанием.
Так что поляки пошли на хитрость. Группу православных иерархов они перекупили и уговорили сыграть в их пользу. Суть махинации заключалась в том, что православные жители Речи Посполитой сохранят свои обряды с точностью до мелочей, но при этом присягнут Папе Римскому, а не Московскому патриарху (как раз за несколько лет до этого в России было учреждено патриаршество). В позднейшие времена отличия все-таки появились, поскольку униаты восприняли принятые в XIX веке католические догматы о непорочном зачатии Девы Марии и непогрешимости Папы, однако в целом византийский, т. е. греческий обряд сохранился до сих пор.
Дабы стимулировать переход в униатство, поляки стали православных гонять и забирать их церкви, передавая грекокатоликам, которые пользовались их поддержкой. Тема была не столько религиозная, сколько политическая. В Польше православных традиционно подозревали в московских симпатиях, а униатов, в процессе истории оказавшихся на русских землях — в симпатиях к Риму и Польше.
После раздела Польши вопрос с униатами постепенно решался путем их перевода в православие. Простым трудящимся, в общем-то, было совершенно все равно — старые византийские обряды и языки богослужения сохранялись, а кто там глава церкви — не так важно. В итоге к 1875 году униатов в России не осталось.
Зато в Галиции, которая тогда входила в состав Австро-Венгрии, униатство культивировалось, а из местных жителей стали лепить натуральных боевых роботов. Достаточно сказать, что почти вся верхушка ОУН вышла из семей униатских священников. В значительной степени церковь держали поляки, которые в основном и были первоиерархами грекокатоликов. Например, граф Роман Мария Андрей Шептицкий, первую половину ХХ века возглавлявший церковь, приходился братом министра обороны Польши Станислава Шептицкого. А его предшественником был Юлиан Сас-Куиловский, шляхтич, успевший повоевать за венгерских революционеров, послужить офицером в турецкой армии и т. д.
Вместе с тем в иерархии церквей византийского обряда украинская церковь традиционно занимала место во втором эшелоне. Достаточно сказать, что из 23 церквей восточного обряда украинская является самой большой по числу прихожан. При этом она имеет статус всего лишь верховного архиепископства, наравне с сиро-малабарской и сиро-маланкарской церквями. Тогда как куда менее крупные мелькитская и халдейская церкви имеют статус патриархатов.
В 1939 году, после очередного раздела Польши, западноукраинские территории были присоединены к УССР. В Советском Союзе внезапно появилось около 4 миллионов грекокатоликов, подчинявшихся Папе Римскому. А Папа был убежденным противником коммунистов и неоднократно на советских безбожников ругался. Сталину эти миллионы встали как кость в горле, но разбираться с ними привычными методами (расстрелами и ссылками) он постеснялся — пошел другим путём.
8 марта 1946 года был созван Львовский собор. Само собой, занимались его организацией советские спецслужбы. Разыскав по разным углам священников, разных интеллигентов и трудящихся, их привезли в город. Тех, кто не сопротивлялся, конечно. Тех, кто пытался возмущаться, везли в другое место.
Мероприятие проходило во львовском соборе святого Юрия с участием 216 священников и 16 мирян. Главным идеологом со стороны грекокатоликов был Гавриил Костельник, давно имевший сложные отношения с Ватиканом и критиковавший его. Всем участникам сразу же объявили, что Папа Римский — это нехороший человек, марионетка в руках фашистов, которые не хотят процветания трудящихся всего мира, поэтому настал момент вернуться к дедовской вере и предать забвению Брестскую унию. После этого выступили несколько горячих сторонников перехода в православие — мол, долой Римского Папу, он нам не нужен. На том и порешили. С этого момента униатов в СССР не стало, зато как по волшебству добавилось 4 миллиона православных. Большая часть священнослужителей не стала сопротивляться, единицы попытались уйти в подполье.
Однако в Ватикане решения Львовского собора не признали, так как сам Папа одобрения на это не давал. В 1990 году Горбачев встретился с Папой Римским и договорился, что грекокатоликам перестанут чинить препятствия. После этого униаты стали выходить из подполья. Несмотря на то, что они имели давние связи с националистами и в общем оказались в мейнстриме в независимой Украине, их количество особенно не увеличилось. Вряд ли они когда-либо станут доминирующей религией в этой стране. Все же ментальность галичан очень сильно отличается от остальной страны и грекокатоличество остается именно их темой.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг
Поддержите «Спутник и Погром» покупкой подписки (клик по счетчику просмотров справа внизу) или подарите ее друзьям и близким! У нас нет и никогда не было никаких других спонсоров кроме вас — наших читателей.