28 марта 1922 года двое русских националистов-монархистов в Берлине застрелили Владимира Набокова — одного из лидеров дореволюционной партии кадетов и отца всемирно знаменитого писателя. Целью стрелков был вовсе не Набоков, а Милюков, которого они считали ответственным за революцию и распад страны.
Набоков-старший был представителем аристократического рода и уже по рождению принадлежал к элитарному слою общества. Его отец, Дмитрий Набоков, занимал пост министра юстиции в последние годы правления императора Александра II и в первые годы правления его сына. Вплоть до своей смерти он был также сенатором Государственного совета.
Конечно же, Владимир с детства получил прекрасное образование: гимназия, Петербургский университет, затем стажировка в Германии. В 27 лет он стал преподавателем в одном из самых элитных учебных заведений дореволюционной России — Императорском училище правоведения. Как и отец, он выбрал профессию юриста.
Набоков придерживался либеральных взглядов и вскоре стал одним из лидеров этого политического течения в России. Он являлся одним из крупных руководителей партии конституционных демократов, проще говоря, кадетов. Был избран еще в состав первой Государственной думы, где вместе со многими депутатами присоединился к Выборгскому воззванию, призывавшему не платить налогов и податей и вообще не подчиняться власти. Также запомнился тем, что вызывал на дуэль журналиста Суворина, а также ездил в Англию в составе парламентской делегации в 1916 году.
После Февральского переворота был назначен управляющим делами Временного правительства. Но после того, как Милюков подал в отставку, присоединился к нему и ушел с поста. Тем не менее участвовал в выборах в Учредительное собрание в качестве кандидата от кадетов и даже победил. Однако в работе единственной сессии участия не принял.
После революции перебрался в Крым, где в ноябре 1918 года, после ухода немцев, получил пост министра юстиции в крымском краевом правительстве, которое возглавлял кадет по имени (представьте себе) Соломон Крым. Правительство продержалось всего четыре месяца, после чего почти в полном составе эмигрировало из страны.
В Европе Набоков жил то в Британии, то в Германии. В Берлине он издавал либеральную газету для русских эмигрантов под названием «Руль».
28 марта 1922 года Милюков должен был выступать перед кадетами-эмигрантами в Берлинской филармонии с лекцией «Америка и восстановление России». Как раз на этот день было намечено покушение на него со стороны двух эмигрантов, которые придерживались монархическо-националистических взглядов. Это были Сергей Таборицкий и Петр Шабельский-Борк.
Таборицкий до революции был совсем неизвестен, сведений о его жизни мало. Он родился в 1895 году и в силу возраста значительных позиций достичь не мог, на момент революции ему было всего 22 года. Таборицкий люто ненавидел февралистов, вплоть до того, что, увидев на улице Гучкова (это было уже в Германии), набросился на него и избил зонтом.
Петр Шабельский-Борк был на пару лет постарше и при рождении носил фамилию Попов. Шабельский-Борк — это псевдоним, взятый для литературной деятельности в честь его крестной Елизаветы Шабельской-Борк, относительной известной писательницы.
В годы Первой мировой Шабельский в чине корнета служил в Дикой дивизии. Осенью 1917 года проходил по делу о контрреволюционной монархической организации, куда большевики для вида приплели и Пуришкевича. После амнистии перебрался в Киев, откуда ушел с немцами в Германию после падения режима Скоропадского.
Узнав о лекции Милюкова, они решили застрелить его за клевету на императорскую фамилию и вообще как одну из главных причин страданий России. Дождавшись, когда Милюков начнет выступать, Шабельский встал и с криком «Мщу за царскую семью» начал стрелять в него из пистолета. Тому удалось спрятаться, и стрелок вскочил за ним на сцену, но там был сбит с ног Набоковым, который навалился на него всем телом и удерживал. В этом время выскочил Таборицкий и трижды выстрелил в Набокова. В результате беспорядочной стрельбы получили ранения еще несколько человек, но Милюков не пострадал. Шабельскому и Таборицкому не удалось уйти, их задержала полиция.
Оба были приговорены к 12 годам заключения. Однако через пять лет их освободили по амнистии. В дальнейшем оба неплохо устроились в нацистской Германии. Шабельский стал помощником занимавшихся делами русских эмигрантов в Германии Бискупского и Туркула. После войны он эмигрировал в Аргентину, где и умер в 1952 году.
Таборицкий также помогал Бискупскому и Туркулу и даже создал НОРМ — Национальную организацию русской молодежи. Нечто среднее между гитлерюгендом и скаутами, только для эмигрантской молодежи. После войны остался жить в ФРГ, умер в 1980 году.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг
Поддержите «Спутник и Погром» покупкой подписки (клик по счетчику просмотров справа внизу) или подарите ее друзьям и близким! У нас нет и никогда не было никаких других спонсоров кроме вас — наших читателей.