19 апреля 1782 года Екатерина II одобрила Устав благочиния, регламентировавший деятельность полиции в городах. Новый устав был выдержан в духе эпохи Просвещения и вдохновлен европейским опытом.
В допетровские времена борьба с преступностью была делом самих жителей (хотя городничие и воеводы существовали еще со времен Ивана Грозного, но тогда это были не полицейские, а просто власть, объединявшая в себе множество функций, в том числе административных и даже военных). Время от времени для определенных операций привлекались стрельцы. При ранних Романовых функции низшего полицейского персонала исполняли земские ярыги.
В петровскую эпоху полиция появилась в крупных городах и как правило комплектовалась людьми, переведенными из армии по состоянию здоровья. Из-за ее малочисленности активно применялось привлечение самих жителей (по одному человеку на десять дворов) к охране порядка.
Так продолжалось до екатерининских времен. В 70-е годы была предпринята реформа полиции. В частности, городское руководство полицией брал на себя городничий, в рамках уезда полиция управлялась специальным нижним земским судом с участием исправника и еще нескольких земских заседателей, часть которых представляла дворян, а другая часть — государственных крестьян. Это было необходимо на случай разбирательства дел, связанных с крестьянами (при Екатерине практиковался сословный принцип, когда дела дворян рассматривали дворяне, мещан — мещане, крестьян — крестьяне).
Общее руководство полицейской службой в рамках губернии осуществлял губернатор. Что касается столичного Петербурга, то там существовала специальная должность обер-полицмейстера.
Согласно существовавшей в Империи практике, городничие нередко назначались из числа отставных офицеров. Как правило, списанных со службы по состоянию здоровья. Назначался городничий Сенатом, однако обязанность предложить его кандидатуру лежала на генерал-губернаторе. Городничий воплощал полицейскую власть в отдельно взятом городе, за исключением губернских, где его заменил полицмейстер, и столичных — где был обер-полицмейстер, которого назначала сама императрица.
Земский исправник следил за порядком в масштабах всего уезда и, кроме того, имел некоторые дополнительные обязанности. Например, сбор налогов и иногда — следственные действия по незначительным делам. Кандидаты на должность исправника избирались из числа дворян, окончательная кандидатура утверждалась губернатором. Позднее должность земского исправника мутировала в капитана-исправника. Нижние земские суды следили не только за общественной безопасностью, но и за состоянием дорог и мостов во всем уезде, а также боролись с эпидемиями и присматривали за торговлей (чтобы никто не торговал испорченными продуктами и т. д.). Суды располагались в уездных городах, но в случае необходимости выезжали в другие населенные пункты в пределах подчиненного им уезда.
С введением нового Устава благочиния в 1782 году полицейская система была подкорректирована. Руководство полицией возлагалось на новые органы управления — Управы благочиния. В его состав входили городничие и приставы по уголовным и гражданским делам.
Весь город делился на несколько территориальных участков, которыми руководили частные приставы. Эти приставы следили за порядком на отдельном участке города. Они подчинялись городничим или полицмейстерам и не только следили за порядком, но и контролировали деятельность гостиниц, трактиров и прочих злачных мест, а также ведали учетом паспортов на своем участке. В законе оговаривалось:
Частного пристава дом не запирается ни днем ни ночью подобно пристанищу в опасности находящимся или нужду имеющий во всякий час, да примет и выслушает он терпеливо жалобы, прошения, уведомления или донесения о сделанном в его части.
Каждое утро пристав являлся в Управу для донесения о результатах минувшей ночи во вверенной ему части. Как правило, кандидатов на должность частного пристава выбирали городничие, а затем они утверждались губернатором.
В свою очередь участки, которыми управляли частные приставы, были разбиты по квартальной системе и там за порядком следил квартальный надзиратель, у которого в подчинении находились самые мелкие полицейские служащие — квартальные поручики и ночные сторожа. Последние, как правило, комплектовались из числа отставных нижних чинов армии, которые не могли продолжать армейскую службу по состоянию здоровья. Что касается квартальных поручиков, то они избирались из числа жителей квартала сроком на три года. Несмотря на то, что должность была не самой крупной, в табели о рангах она имела 12-й класс, что равнялось поручику в пехоте или сотнику у казаков. Что касается городничего, то он имел в табели 8-й класс, и в случае, если человек, занимавший эту должность, не имел дворянства, эта должность позволяла ему претендовать на него. Частные приставы были на ступеньку пониже и имели 9-й класс в табели. При этом в столице они имели на один класс выше. Приставы, квартальные надзиратели и квартальные поручики обязаны были жить в том районе, где работали, и не могли надолго покидать город, не подобрав себе сменщика.
Помимо городничего и приставов в Управе благочиния заседали два ратмана, следившие, чтобы полицейские не злоупотребляли своим положением, а также бывшие своеобразными представителями общественности в Управе. Ратманы обычно выбирались из числа самых статусных и уважаемых горожан. Для контроля над деятельностью Управ выделялись специальные ревизоры.
В служебные функции управ входил контроль за порядком и безопасность в городе, исполнение решений суда, а также проведение следственных мероприятий по незначительным преступлениям типа хулиганства, мелких краж и т. д.
По мысли Екатерины, подобные Управы должны были не устрашать, а содействовать улучшению и смягчению нравов в обществе. Поэтому перечень наказаний, каким Управы могли подвергнуть нарушителей, был не очень большим: штраф, арест, отправка в работный дом либо общественное порицание и запрет на определенные виды деятельности. Помимо полицейских функций Управы имели и некоторые административные функции. Они следили за благоустройством города и даже за ценами на товары в его пределах. Политическими делами Управы и городская полиция не занимались.
Помимо четкой систематизации структуры полиции в городах Устав благочиния определял также моральные требования к сотрудникам:
Качества определенного к благочинию начальства и правила его должности.
1) Здравый рассудок. 2) Добрая воля в отправлении порученного. 3) Человеколюбие. 4) Верность к службе Императорского Величества. 5) Усердие к общему добру. 6) Радение о должности. 7) Честность и бескорыстие.
— Правый и равный суд всякому состоянию.
— Дать покровительство невинному и скорбящему.
— Воздержание от взяток; ибо ослепляют глаза, и развращают ум и сердце, устам же налагают узду.
— Управа благочиния выслушивает всех без изъятия, убогих, богатых, сильных, бессильных, знатных и незнатных.
Управы благочиния и основы полицейской службы, заложенные Уставом, просуществовали почти век, за исключением недолгого периода при Павле, который пытался отменить материнское начинание. Полицейская реформа и отмена Управ состоялись только во второй половине XIX века, когда их устарелость была уже очевидна.
Подготовка этого материала оплачена подписчиками «Спутника и Погрома».
Купите подписку (клик по счетчику просмотров справа внизу) или подарите ее друзьям и близким!