6 июня 1922 года большевики начинают создание цензурного аппарата, беспрецедентного в истории. В этот день был подписан декрет о создании Главного управления по делам литературы и издательств — могущественного органа тотальной цензуры, на 70 лет похоронившего даже намеки на крамолу и вольнодумство в советской стране.
Едва придя к власти, большевики сразу же запретили издание всех буржуазных газет. Через некоторое время были запрещены и все социалистические газеты. Право печатного слова в стране отныне имела только партия. И она же определяла, что можно писать и что можно читать.
В первые годы контроль еще не был настолько тотальным, поскольку число сотрудников аппарата Главлита было совсем небольшим. Но в ходе дальнейшего завинчивания гаек Главлит превратился де-факто в целое министерство с огромным штатом. К моменту смерти Сталина, при котором ведомство добилось огромного могущества, только штатных сотрудников в организации насчитывалось около 6,5 тысяч человек. Помимо них существовало еще множество внештатных цензоров-совместителей.
Сам Главлит к тому времени был переименован в Управление по охране военных и государственных тайн в печати и был выведен из подчинения Министерству образования в подчинение Совету Министров.
Он состоял из множества отделов, каждый из которых осуществлял цензуру по своему направлению. 1-й занимался вопросами государственных тайн. 2-й осуществлял цензуру иностранных изданий, в небольших количествах появлявшихся в СССР. 3-й отдел курировал сеть советских журналистов-международников, работающих за границей. 4-й отдел цензурировал книги и журналы. 5-й отдел руководил провинциальными отделами (Главлит существовал в каждой союзной республике, автономной области, крае и области). 6-й отдел занимался самыми известными газетами с максимальными тиражами, а также официальными информагентствами типа ТАСС. 7-й отдел контролировал типографии и издательства. Существовал еще и Секретный отдел. Главлит был разветвленной организацией со всеобщим охватом. Даже в самом захудалом районе обязан был быть хотя бы один уполномоченный цензор.
Также Главлит составлял списки вредной литературы для изъятия из магазинов и библиотек, осуществлял предварительную цензуру всех издаваемых в стране книг, надзирал за вывозом советской литературы за границу и ее ввозом, а также следил за спецхранами при библиотеках, где хранились книги, которые нельзя было читать простым трудящимся, но можно разным партийным деятелям или ученым по служебной необходимости.
Советская цензура совершенствовалась и становилась все более всеобъемлющей. Если поначалу не позволялось печатать только явные выпады против партии большевиков, то потом секретными стали сведения о любых происшествиях в стране. Нельзя было писать о забастовках, беспорядках, волнениях, крупных авариях, и т. д. В общей сложности насчитывалось порядка 200 антисоветских запретных тем, даже намека на которые нельзя было допускать в печати или на радио. Гарантированно проходили цензуру только две темы: жить в Советском Союзе стало лучше и тема загнивающего Запада и мира капитализма.
Нетрудно догадаться, что в конце 30-х на волне всеобщего безумия и поиска троцкистов и шпионов под кроватью в деятельности Главлита произошли довольно забавные эксцессы. Например, в 1937 году к столетию со дня смерти Пушкина колоссальным тиражом (свыше 200 млн) были изданы т. н. пушкинские тетради, обложки которых были украшены иллюстрациями из пушкинских сочинений. Однако бдительный Постышев, повсюду видевший свастики, разоблачил контрреволюционную вылазку замаскировавшегося врага:
На первом образце, где воспроизведена репродукция с картины художника Васнецова, на сабле Олега кверху вниз расположены первые четыре буквы слова «долой», пятая буква «И» расположена на конце плаща направо от сабли. На ногах Олега помещены буквы ВКП — на правой ноге «В» и «П», на левой «К». В общем, получается контрреволюционный лозунг — «Долой ВКП». На второй обложке, где воспроизведена репродукция картины Крамского — в левом углу рисунка лежат трупы в красноармейских шлемах. Затем если повернуть этот рисунок вверх текстом, а вниз заголовком, то в правом углу можно обнаружить подпись, похожую на факсимиле Каменева. Кроме этих тетрадок посылаю еще два образца обложек, где на одной из обложек у Пушкина на безымянном пальце помещена свастика, а на другом образце, где воспроизведена репродукция с картины Айвазовского, также имеется свастика на голове Пушкина, в том месте, где расположено ухо.
Поднялась паника, тетради принялись уничтожать, вырывать и сжигать обложки, потому как учителя занервничали, что сейчас придут бдительные чекисты и оформят им всем контрреволюцию.
При этом, несмотря на колоссальные масштабы цензуры, небывалые в истории развитых обществ, цензура в СССР отрицалась, точнее, сводилась к сохранению государственной тайны. В Большой советской энциклопедии были даны большие разделы о цензуре в буржуазных государствах и Российской Империи, а также о церковной цензуре. Про СССР там упоминалось кратко:
Цензура в СССР носит совершенно иной характер, чем в буржуазных государствах. Она является органом социалистического государства, её деятельность направлена на охрану военной и государственной тайны в печати, а также на предотвращение публикации материалов, которые могут нанести ущерб интересам трудящихся.
Это в хрущевские времена. А в брежневские в новых изданиях энциклопедии вообще отрицалось существование в советской стране подобных практик:
Конституция СССР в соответствии с интересами народа и в целях укрепления и развития социалистического строя гарантирует гражданам свободу печати. Государственный контроль установлен с тем, чтобы не допустить опубликования в открытой печати и распространения средствами массовой информации сведений, составляющих государственную тайну.
Главлит традиционно был нелюбим литераторами и диссидентами. Однако всемогущество ведомства не распространялось на партийную прессу, которая была свободна от цензуры. Также не подвергались идеологической цензуре издания Академии наук (иначе можно было очень далеко зайти). Все остальное проходило «литование» в ведомстве.
Главлит под разными названиями просуществовал вплоть до распада СССР (впрочем, в годы перестройки его деятельность значительно сократилась). Только в конце октября 1991 года он был окончательно упразднен.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг
Подготовка этого материала оплачена подписчиками «Спутника и Погрома».
Купите подписку (клик по счетчику просмотров справа внизу) или подарите ее друзьям и близким!